РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5-6 ЛЕТ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА №1476 ВАО
Дошкольное отделение №1
Комбинированная группа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5-6 ЛЕТ
Программу составила:
Учитель-логопед
Попова А.С.
Москва 2021
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Особенности развития речи детей с ЗПР
- Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми
- Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми
- Формы организации коррекционно-развивающей деятельности
- Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
- Диагностика речевого развития
- Список литературы
1. Пояснительная записка
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее об- новление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержа- ния. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества до- школьного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направлен- ности для детей с ЗПР. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой пси- хического развития, принятых в дошкольное учреждение. Основной базой рабочей программы яв- ляется: - Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевчен- ко. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и по- вторяемость материала.
Цель программы: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недо- статков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществле- ния своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благопо- лучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массо- вой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы старших дошкольников. Инди- видуальный подход к каждому с учетом их возможностей и сохранных способностей.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроиз- ношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять опе- рации различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Основные принципы:
Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого- педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое об- следование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной кор- рекционно-развивающей программы.
При этом осуществляется постоянный контроль над развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоцио- нальных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обу- чающие программы.
Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: - коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); - профи- лактического; - развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
Принцип коррекции в деятельности.
Данный принцип означает, что основным способом коррекционно-развивающего воздействия явля- ется организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентиров- ки ребенка в конкретной ситуации.
Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу необходимо учитывать соответствие развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррек- ционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на заня- тиях, будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы. К ним можно отнести:
- Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с по- степенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых вни- мание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
- Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информа- ции. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
- Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализато- ров и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значе- ние.
- Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
- Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изуче- ния материала, где каждый последующий цикл, включает в себя постепенно усложняющуюся сово- купность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обес- печить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и раз- вивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устране- нию у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педаго- гов разного профиля – логопеда, воспитателя.
Особенности развития речи детей с ЗПР Характеристика основных компонентов развития на 6-ом году жизни: Понимание речи.
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понима- нии изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений од- нокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно- следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Звукопроизношение. Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбда- цизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносит- ся по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Фонематическое восприятие. Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое вос- приятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Слоговая структура слова. Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно стра- дает звуконаполняемость слов.
Словарный запас.
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже про- стые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий ча- стей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Фразовая речь.
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонемати- ческого недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Грамматический строй речи.
Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Характеристика основных компонентов речи детей 7-го года жизни с ЗПР
В составе группы детей с ЗПР второго года обучения по состоянию устной речи условно выделяют две неравные подгруппы. К первой подгруппе относится 70 – 80%, ко второй – 20 – 30% детей.
Фразовая речь.
Дети имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированно- сти речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами.
В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, про- пуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно упо- требляются союзы и сложные слова.
Понимание речи.
У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).
Словарный запас.
Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значитель- но беден не только по количественным, но и по качественным показателям. Дети овладели основ- ными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вме- сто деревья – елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – помидоры тут рас- тут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой под- группы недоступны.
Грамматический строй речи.
На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.
Слоговая структура.
Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей еще низкий. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, до- пуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – переста- новки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие.
У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удер- живают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место зву- ка в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого. В целом логопедическая работа с детьми дошкольного воз- раста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следо- вательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для до- стижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реа- лизуются в строго определенной последовательности (табл. 1).
Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми
3.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми. При отборе программно- го материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР. Нормативный срок освоения программы - два года.
Старший возраст:
Перспективный план работы по формированию лексико- грамматических категорий для де- тей с ЗПР - по периодам.
й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Множественное число имен существительных с окончаниями -ы-, -и- (начинает логопед, продол- жает воспитатель).
- Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы-, -и- (нет руки, нет воды).
- Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений: - мой -, - моя - (мужской и женский род).
- Множественное число имен существительных с окончаниями -а- (дома, глаза).
- Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет
- идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)
- Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
- Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел— надела).
- Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный
- горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх —низ и другие).
- Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
- Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: “Осень”, “Овощи”, “Фрукты”, “Грибы”).
- Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов -в-, -на- (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и так далее); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы-, -и- (у Вани, у Пети).
й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
- Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
- Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
- Практическое знакомство с родственными словами.
- Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
- Суффиксы -онок-, -енок-, -ата-, -ята- в названии детенышей животных. Увеличительный суффикс - ищ-.
- Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов-, -ев-, -ей- и без окончания.
- Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, само- лет, бабочка и так далее (продолжает воспитатель).
- Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (про- должает, воспитатель).
- Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: -у-, -при-; -от-, -под-;
-на-, -за-, -пере- (летает, ходит, бегает).
- Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и другие).
- Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонно- стью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
- Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, - енък-).
- Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
- Притяжательные имена прилагательные.
- Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (имени- тельный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: -под-, -над- (куда? где?); -с-, -со-, -из- (откуда?); -из- (из чего? сделан предмет); -с- (с чем? с кем?).
- Окончание: -ах- в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами: -на-, -о- (на лыжах, о медвежатах).
- Личные местоимения с предлогом: -у- (у меня, у него и другие), (продолжает воспитатель).
- Согласование имен существительных с числительными: (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
й период (апрель, май, июнь)
- Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
- Родовая принадлежность имен существительных среднего рода: (мое, оно, одно).
- Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
- Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
- Слова-признаки действия: (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и другие).
- Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить (продолжает воспитатель).
- Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, прак- тическое употребление словосочетаний “местоимение + глагол”.
- Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добав- ляются творительный и предложный падежи).
- Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами -о-,
-к-, -от-, -за- (куда? где? за чем?).
Перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР-по периодам. Формирование предложения 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Проговаривание и употребление в самостоятельной речи элементарных фраз: (Вот нога. Тут Аня. Там Рома. Это ноги).
- Формирование двусоставного предложения:
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Ваня, иди! Ваня идет); б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?; в) подбор действий к предмету: (Ваня идет (бежит, прыгает...); г) составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине.
- Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.
- Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному падежу): Нина моет руки; б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (вини- тельный падеж существительного с окончанием -у-): Коля надевает шапку; в) подлежащее + сказу- емое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Порт- ниха шьет платье Вале; г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем; д) подлежащее + сказуемое + прямое до- полнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
- Графическая запись предложения из 3-4 слов.
- Распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки; б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину; в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.
- Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу, словом или словосочетанием.
- Формирование конструкций с противительным союзом: -а- при сравнении двух предметов: Поми- дор красный, а огурец зеленый.
й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по де- монстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
- Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
- Распространение предложений определениями.
- Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?
- Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопро- сов: где? куда? откуда?
- Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
- Формирование предложений со словами “Сначала..., а потом...”.
й период (апрель, май, июнь)
- Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах ти- пов на более широком и сложном материале.
- Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
- Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
- Составление предложений типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа”: Соня хочет поймать бабочку сачком.
- Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
- Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:
а) конец предложения; б) вопрос; в) восклицание.
- Развитие разговорно-описательной речи
Формирование диалогической речи: 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови; б) ответы на вопросы логопеда: отрицательным или утвердительным словом; одним словом или словосочетанием; простым нераспространенным предложением; простым распространенным предложением; в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложе- нием.
- Объединение простых предложений в короткий рассказ.
- Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.
- Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).
- Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).
- Речевое обозначение выполненных заданий.
- Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).
- Овладение элементарными формами описательной речи, обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой группы, разных родовых групп.
- Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.
- Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные выска- зывания в связное сообщение.
- Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.
- Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.
- Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.
й период (апрель, май, июнь)
Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
- Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
- Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
- Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразитель- ность.
- Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям: вставить пропущенное звено; по цепочке.
- Составление рассказов из деформированного текста в три-четыре предложения (нарушена после- довательность событий).
- Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
- Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию (придумывание начала и конца рас- сказа) — с детьми, имеющими довольно высокий уровень развития связной речи.
Перспективный план работы по формированию фонематического слуха для детей с ЗПР-по периодам Фонетика и фонематический слух
- Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.
- Определение отличия в названиях картинок.
Подготовительный возраст: Перспективный план работы по формированию лексико- грамматических категорий для детей с ЗПР - по периодам
- й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Практическое употребление: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных с “увеличительным” суффиксом: -ищ- (ручищи, домище); названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома; сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб); приставочных глаголов с разными оттенками значений; относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);прилагательных — эпи- тетов к существительному.
- Понимание и объяснение: многозначности слов: (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет); слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки); обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и другое).
- Введение в активную речь: названий предметов, действий, их признаков в единственном и множе- ственном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами; пространственных наречий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо); временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели; антонимов
- существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.
- Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм: (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).
- Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.
- Падежные формы: (винительный, родительный, дательный, творительный падежи) согласованных с существительными прилагательных единственного числа без предлогов в практических упражне- ниях.
- Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
- Множественное число существительных на: -ья- (листья, деревья, платья).
- Родительный падеж существительных множественного числа на: -ев-, -ок-, -ек- (листьев, яблок, шишек). Родительный падеж числительных: (один, два) без предлога и с предлогом -у- при неоду- шевленных существительных.
- Согласование порядковых числительных до 10 с существительными: (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
- Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!).
- Предлоги: -в-, -на-, -из-, -с- (-со-), -под-, -к-, -по-. Союз: -и- при однородных членах предложения.
й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Практическое употребление обобщающих слов по темам: (посуда, животные, птицы); названий предмета и его составных частей; сложных слов (снегопад, самолет); однокоренных слов (хлеб- хлебница- хлебный); приставочных глаголов с различными оттенками значений; относительных прилагательных (посудный, продуктовый);притяжательных прилагательных (семейный, животный).
- Понимание и объяснение: многозначности слов (снег идет, время идет); слов с переносным значе- нием (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает); названий профессий с суффиксами: -телъ-, -ист-, - чик-, -ниц-, -их-, -ш-;несклоняемых слов (кофе, какао, меню).
- Введение в активную речь слов, указанных для 1 -го периода; прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами: -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
- Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолже- ние).
- Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
- Родительный падеж существительных множественного числа на: -ей- (гусей, медведей).
- Родительный и дательный падежи числительных: один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
- Предлоги: -за-, -перед-, -из-за-, -под-, -из-под-, -над-.
- Различение вопросов: чем? — с чем?
- Упражнение в правильном употреблении союза: -и- при однородных членах предложения.
й период (апрель, май)
- Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2- йпериоды.
- Закрепление трудных тем 2-го периода.
- Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
- Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).
- Предлоги: -между-, -через-.
- Наречие, как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
- Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).
Перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР-по периодам. Работа над предложением 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Повторение и закрепление (на более сложном материале, в практических упражнениях) материа- ла первого года обучения, по формированию в речи детей простого предложения:
- выделение слов по вопросам: кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?; дифференциация понятий слово — предложение; составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов;
- составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
- распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определения- ми, дополнениями;
- составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопро- сов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
- Усложнение работы по формированию простого предложения:
- распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);
- работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побу- дительная) в речи детей в диалогах;
- составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
- самостоятельная постановка вопросов: кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? ка- кие?
- Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить слож- ные предложения:
- сложносочиненное предложение с союзами -а-, -и- (при сравнении предметов);
- предложение со словами: -сначала- ..., а потом ...;
- сложноподчиненные предложения с союзами: -чтобы-, -потому что-.
- Усложнение работы: обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.
й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
- Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия: (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, креп- ко, громко, медленно), отвечающих на вопросы: где? когда? куда? откуда? как?
- Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связан- ным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
- Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
- Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
- Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными: (цели, причины, сравнения и времени); союзы: -чтобы-, -потому что-, -как-, -когда-.
- Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.
й период (апрель, май)
- Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предло- жений.
- Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом: -или- (прак- тические упражнения).
- Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос: -почему?- Обучение правиль- ному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.
- Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами: -что-, -чтобы- (практические упражнения).
- Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.
Развитие связной речи 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:
а) самостоятельная постановка вопросов: -кто?-; -что?-; -что делает?-; -какой?-; -какая?-; -какое?-; - какие?- и ответы на них; б) заучивание и инсценирование диалогов; в) пересказ текста с включени- ем диалога действующих лиц; г)самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.
- Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамма- тической темой.
- Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
- Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
- Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
- Пересказ коротких рассказов.
- Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
- Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочи- танному, пересказы по ролям, инсценирование).
- Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
- Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
- Составление рассказов: а) по серии сюжетных картинок; б) по одной сюжетной картинке; в) по предложенному началу; г) по заданному плану; по моделированию ситуации и графическому плану; д) по аналогии.
- Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, распо- ложения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.
й период (апрель, май)
- Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
- Дальнейшее развитие монологической речи:
а) пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом; б) установление причинно-следственных связей в небольших текстах, отрывках; в) составление рассказов: из деформированного текста; по набору предметных картинок, объединенных одной темой; по опорным словам и предметным кар- тинкам; составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
- Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
- Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.
В программе выделены следующие разделы: Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет)
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности
Коррекционно-развивающая деятельность организовывается в форме занятий с логопедом (индиви- дуальные и подгрупповые), а также с воспитателем и проведение рекомендаций для родителей.
Учитель-логопед:
- подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- дидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов речи;
- индивидуальная работа по заданиям учителя – логопеда;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Развитие внимания |
| «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозна- чающее животное» (растения, обувь и т.д.); «Встань, если услышишь слово, обозначающее рас- тение» (одежда, транспорт и т. д.); «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозна- чающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». «Найди отличия», «Что неправильно?», «Что задумал художник?», «Что недорисовано?» «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным ка- рандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. «Расставь точки на своей карточке так, как ты ви- дел», «Найди пару», «Найди такой же». «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), «Копирование образца», «Найди такой же предмет», «Рисую палочки», «Расставь значки» |
Развитие восприятия |
| «Назови фигуру», «Геометрическое лото», «Нарисуй фигуру, которую я назову», «Закрась фигуры», «Из каких фигур состоит предмет?» (вариатив- ность), «Составь целое из частей (с геометрическими фигу- рами) (вариативность)», «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», «Кто больше найдет в группе предметов треуголь- ной, круглой формы, в форме куба и т.д.». «Дорисуй фигуры», «Угадай, что хотел нарисовать художник?» «Радужный хоровод», «Уточним цвет предметов (вариативность)», «Цветное лото», «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность) |
| «Рассматривание часов, движения секундной стрел- ки», «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина по- лос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в ко- робку и т.д.)». | |
ственные представления 8) развивать наблюдатель- ность | Беседа по картинкам (части суток), «Разложи картинки», «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», «Угадай время года по описанию (вариативность)», Отгадывание загадок о временах года Заучивание стихотворений, Беседа о временах года, «Назови время года» «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» «Посмотри и найди предметы круглой формы», «Кто больше назовёт?», «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» | |
Развитие мышления |
| «Расставь по порядку (от самого большого к само- му маленькому и т. д.)», «Четвёртый лишний», «Найди отличия». «Назови слова, обозначающие деревья; слова, от- носящиеся к спорту и т. д.» «Как это можно использовать?», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», Загадывание загадок. |
Развитие памяти |
| «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сде- лай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), «Смотри и делай». «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Пе- рескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смыс- ловой системы: связывание слов в один сюжет) |
Развитие воображения и творческих способностей | 1) развивать воображение и творческие способности | «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), «Дорисуй», «Рисование по точкам», «Комбинирование» (рисование или конструирова- ние предметов из геометрических фигур), «Что будет, если …» |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую мото- рику рук | Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление ки- сти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. |
- Подгрупповые коррекционные занятия:
На подгрупповых занятиях работа направлена на формирование фонематического слуха и вос- приятия, на расширение и обогащение словарного запаса, на отработку грамматических категорий. Проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала. Количе- ство занятий для детей с 5-ти до 6-ти лет.
- 1-ый период –10
- 2-ой период - 12
- 3-ий период –10
Количество занятий для детей с 6-ти до 7-ми лет.
- 1-ый период – 10
- 2-ой период - 12
- 3-ий период - 10
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитатель- но- образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельно- сти, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и вы- раженности недостатков развития речи.
- Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушен- ных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточ- нение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последова- тельность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным пла- ном. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Вни- мание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной по- становки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррек- ции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляци- онного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее
благоприятной для произнесения наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близ- ких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правиль- ной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение един-
ства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно- воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодо- ления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Формирование правильного произношения.
- Развитие навыка связной речи.
Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
В результате реализации программы дети должны научиться: - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (суще- ствительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и так далее);
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и так далее;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лек- сический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
- Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
- графо-моторные навыки.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Диагностика речевого развития
Используемые методики
п/п | Название методики | Цель | Группа |
1. | Графический диктант | Выявление уровня сформированно- сти произвольности | Подготовительная группа |
2. | Исследование восприятия | Определить уровень развития зри- тельного и слухового восприятия | Подготовительная группа. Старшая группа |
3. | Четвертый лишний | Исследование уровня развития мыш- ления /классификация, обобщение | Подготовительная группа. Старшая группа |
4. | Последовательность со- бытий | Исследование словесно-логического мышления | Подготовительная группа Старшая группа |
5. | Десять слов | Определение объема рече-слуховой памяти | Подготовительная группа Старшая группа |
6. | Зрительная память | Определение объема зрительной па- мяти | Подготовительная группа Старшая группа |
7. | Кружки | Определение уровня развития вни- мания | Подготовительная группа Старшая группа |
8. | Мелкая моторика | Исследование уровня развития мел- кой моторики | Подготовительная группа Старшая группа |
9. | Мотивационная готов- ность к обучению в школе | Определение сформированности мо- тивации к обучению | Подготовительная к школе группа |
10. | Методика экспресс- диа- гностики интеллектуаль- ных способностей детей 6 - 7 лет Авторы адаптации: Е. И. Щебланова, И. С. Аве- рина, Е. Н. Задорина | Интеллектуальные способности де- тей | Подготовительная к школе группа |
11. | «Ориентировочный тест школьной зрелости» Авто- ры: А. Керн – Я. Йирасек. | Определение школьной зрелости | Подготовительная к школе группа |
12. | Методика «Беседа о шко- ле» (разработана Т. А. Нежновой) | Определение «внутренней» позиции школьника | Подготовительная к школе группа |
13. | Коммуникативная готов- ность: со взрослыми со сверстниками | Определение параметров развития общения | Подготовительная к школе группа |
14. | «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург | Определение предпочтительных мо- тивов к учебной деятельности | Подготовительная к школе группа |
15. | Методика «отношение ре- бенка к школе» | Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование | Подготовительная к школе группа |
16. | «Самое непохожее» Л.А.Венгер | Изучение мышления и восприятия детей | Подготовительная к школе группа |
17. | Тест «Бендер» | Изучение зрительно-моторной коор- динации, произвольности, умения работать по образцу | Подготовительная к школе группа |
Список литературы:
- Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях до- школьного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольни- ков. – М., 1990.
- Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
- Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоцио- нальной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефекто- логия. – 2003.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно- методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
- Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недо- развитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
- Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвити- ем речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного воз- раста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Шевченко С.Т. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.
Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....
Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ
Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год...
Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет»
Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет» разработана с целью повышения речевого уровня дошкольников для плавного и корректного перехода на следующий ...