РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5-6 ЛЕТ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Попова Анна Семеновна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_5-6_let.docx91.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №1476 ВАО

Дошкольное отделение №1

Комбинированная группа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР  5-6 ЛЕТ 

Программу составила:

Учитель-логопед

Попова А.С.

Москва 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Особенности развития речи детей с ЗПР
  3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми
  1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми
  2. Формы организации коррекционно-развивающей деятельности
  1. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
  2. Диагностика речевого развития
  3. Список литературы

1. Пояснительная записка

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее об- новление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержа- ния. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества до- школьного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направлен- ности для детей с ЗПР. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой пси- хического развития, принятых в дошкольное учреждение. Основной базой рабочей программы яв- ляется: - Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевчен- ко. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и по- вторяемость материала.

Цель программы: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недо- статков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществле- ния своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благопо- лучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массо- вой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы старших дошкольников. Инди- видуальный подход к каждому с учетом их возможностей и сохранных способностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроиз- ношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять опе- рации различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи старших дошкольников.
  5. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Основные принципы:

  1. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого- педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое об- следование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной кор- рекционно-развивающей программы.

При этом осуществляется постоянный контроль над развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоцио- нальных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обу- чающие программы.

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: - коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); - профи- лактического; - развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

  1. Принцип коррекции в деятельности.

Данный принцип означает, что основным способом коррекционно-развивающего воздействия явля- ется организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентиров- ки ребенка в конкретной ситуации.

  1. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу необходимо учитывать соответствие развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррек- ционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на заня- тиях, будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы. К ним можно отнести:

  1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с по- степенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых вни- мание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

  1. Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информа- ции. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

  1. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализато- ров и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значе- ние.

  1. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

  1. Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изуче- ния материала, где каждый последующий цикл, включает в себя постепенно усложняющуюся сово- купность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обес- печить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и раз- вивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устране- нию у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педаго- гов разного профиля – логопеда, воспитателя.

  1. Особенности развития речи детей с ЗПР Характеристика основных компонентов развития на 6-ом году жизни: Понимание речи.

Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понима- нии изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений од- нокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно- следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Звукопроизношение. Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбда- цизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносит- ся по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Фонематическое восприятие. Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое вос- приятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Слоговая структура слова. Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно стра- дает звуконаполняемость слов.

Словарный запас.

Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже про- стые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий ча- стей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Фразовая речь.

Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонемати- ческого недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Грамматический строй речи.

Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Характеристика основных компонентов речи детей 7-го года жизни с ЗПР

В составе группы детей с ЗПР второго года обучения по состоянию устной речи условно выделяют две неравные подгруппы. К первой подгруппе относится 70 – 80%, ко второй – 20 – 30% детей.

Фразовая речь.

Дети имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированно- сти речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами.

В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, про- пуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно упо- требляются союзы и сложные слова.

Понимание речи.

У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).

Словарный запас.

Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значитель- но беден не только по количественным, но и по качественным показателям. Дети овладели основ- ными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вме- сто деревья – елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – помидоры тут рас- тут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой под- группы недоступны.

Грамматический строй речи.

На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение.

Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.

Слоговая структура.

Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей еще низкий. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, до- пуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – переста- новки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.

Фонематическое восприятие.

У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удер- живают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место зву- ка в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).

Связная речь.

Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого. В целом логопедическая работа с детьми дошкольного воз- раста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следо- вательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для до- стижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реа- лизуются в строго определенной последовательности (табл. 1).

  1. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми

3.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми. При отборе программно- го материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР. Нормативный срок освоения программы - два года.

  1. Старший возраст:

Перспективный план работы по формированию лексико- грамматических категорий для де- тей с ЗПР - по периодам.

  1. й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Множественное число имен существительных с окончаниями -ы-, -и- (начинает логопед, продол- жает воспитатель).
  • Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы-, -и- (нет руки, нет воды).
  • Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
  • Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений: - мой -, - моя - (мужской и женский род).
  • Множественное число имен существительных с окончаниями -а- (дома, глаза).
  • Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет
  • идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
  • Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)
  • Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
  • Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел— надела).
  • Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный
  • горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх —низ и другие).
  • Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
  • Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: “Осень”, “Овощи”, “Фрукты”, “Грибы”).
  • Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов -в-, -на- (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и так далее); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы-, -и- (у Вани, у Пети).

  1. й период (декабрь, январь, февраль, март)

  • Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
  • Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
  • Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
  • Практическое знакомство с родственными словами.
  • Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
  • Суффиксы -онок-, -енок-, -ата-, -ята- в названии детенышей животных. Увеличительный суффикс - ищ-.
  • Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов-, -ев-, -ей- и без окончания.
  • Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, само- лет, бабочка и так далее (продолжает воспитатель).
  • Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (про- должает, воспитатель).
  • Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: -у-, -при-; -от-, -под-;

-на-, -за-, -пере- (летает, ходит, бегает).

  • Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и другие).
  • Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонно- стью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
  • Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, - енък-).
  • Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
  • Притяжательные имена прилагательные.
  • Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (имени- тельный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: -под-, -над- (куда? где?); -с-, -со-, -из- (откуда?); -из- (из чего? сделан предмет); -с- (с чем? с кем?).
  • Окончание: -ах- в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами: -на-, -о- (на лыжах, о медвежатах).
  • Личные местоимения с предлогом: -у- (у меня, у него и другие), (продолжает воспитатель).
  • Согласование имен существительных с числительными: (один, одна, два, две, три, четыре, пять).

  1. й период (апрель, май, июнь)

  • Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
  • Родовая принадлежность имен существительных среднего рода: (мое, оно, одно).
  • Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
  • Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
  • Слова-признаки действия: (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и другие).
  • Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить (продолжает воспитатель).
  • Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, прак- тическое употребление словосочетаний “местоимение + глагол”.
  • Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добав- ляются творительный и предложный падежи).
  • Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами -о-,

-к-, -от-, -за- (куда? где? за чем?).

Перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР-по периодам. Формирование предложения 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Проговаривание и употребление в самостоятельной речи элементарных фраз: (Вот нога. Тут Аня. Там Рома. Это ноги).
  • Формирование двусоставного предложения:

а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Ваня, иди! Ваня идет); б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?; в) подбор действий к предмету: (Ваня идет (бежит, прыгает...); г) составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине.

  • Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.
  • Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:

а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному падежу): Нина моет руки; б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (вини- тельный падеж существительного с окончанием -у-): Коля надевает шапку; в) подлежащее + сказу- емое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Порт- ниха шьет платье Вале; г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем; д) подлежащее + сказуемое + прямое до- полнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.

  • Графическая запись предложения из 3-4 слов.
  • Распространение предложений однородными членами:

а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки; б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину; в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.

  • Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу, словом или словосочетанием.
  • Формирование конструкций с противительным союзом: -а- при сравнении двух предметов: Поми- дор красный, а огурец зеленый.

  1. й период (декабрь, январь, февраль, март)

  • Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по де- монстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
  • Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
  • Распространение предложений определениями.
  • Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?
  • Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопро- сов: где? куда? откуда?
  • Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
  • Формирование предложений со словами “Сначала..., а потом...”.

  1. й период (апрель, май, июнь)

  • Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах ти- пов на более широком и сложном материале.
  • Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
  • Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
  • Составление предложений типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа”: Соня хочет поймать бабочку сачком.
  • Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
  • Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:

а) конец предложения; б) вопрос; в) восклицание.

  • Развитие разговорно-описательной речи

Формирование диалогической речи: 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови; б) ответы на вопросы логопеда: отрицательным или утвердительным словом; одним словом или словосочетанием; простым нераспространенным предложением; простым распространенным предложением; в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложе- нием.

  • Объединение простых предложений в короткий рассказ.
  • Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.
  • Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).
  • Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
  1. й период (декабрь, январь, февраль, март)

  • Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).
  • Речевое обозначение выполненных заданий.
  • Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).
  • Овладение элементарными формами описательной речи, обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой группы, разных родовых групп.
  • Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.
  • Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные выска- зывания в связное сообщение.
  • Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.
  • Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.
  • Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

  1. й период (апрель, май, июнь)

Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

  • Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
  • Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
  • Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразитель- ность.
  • Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям: вставить пропущенное звено; по цепочке.
  • Составление рассказов из деформированного текста в три-четыре предложения (нарушена после- довательность событий).
  • Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
  • Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию (придумывание начала и конца рас- сказа) — с детьми, имеющими довольно высокий уровень развития связной речи.

Перспективный план работы по формированию фонематического слуха для детей с ЗПР-по периодам Фонетика и фонематический слух

  • Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.
  • Определение отличия в названиях картинок.

  1. Подготовительный возраст: Перспективный план работы по формированию лексико- грамматических категорий для детей с ЗПР - по периодам

  1. й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
  • Практическое употребление: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных с “увеличительным” суффиксом: -ищ- (ручищи, домище); названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома; сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб); приставочных глаголов с разными оттенками значений; относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);прилагательных — эпи- тетов к существительному.
  • Понимание и объяснение: многозначности слов: (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет); слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки); обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и другое).
  • Введение в активную речь: названий предметов, действий, их признаков в единственном и множе- ственном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами; пространственных наречий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо); временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели; антонимов
  • существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.
  • Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм: (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).
  • Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.
  • Падежные формы: (винительный, родительный, дательный, творительный падежи) согласованных с существительными прилагательных единственного числа без предлогов в практических упражне- ниях.
  • Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
  • Множественное число существительных на: -ья- (листья, деревья, платья).
  • Родительный падеж существительных множественного числа на: -ев-, -ок-, -ек- (листьев, яблок, шишек). Родительный падеж числительных: (один, два) без предлога и с предлогом -у- при неоду- шевленных существительных.
  • Согласование порядковых числительных до 10 с существительными: (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
  • Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!).
  • Предлоги: -в-, -на-, -из-, -с- (-со-), -под-, -к-, -по-. Союз: -и- при однородных членах предложения.

  1. й период (декабрь, январь, февраль, март)

  • Практическое употребление обобщающих слов по темам: (посуда, животные, птицы); названий предмета и его составных частей; сложных слов (снегопад, самолет); однокоренных слов (хлеб- хлебница- хлебный); приставочных глаголов с различными оттенками значений; относительных прилагательных (посудный, продуктовый);притяжательных прилагательных (семейный, животный).
  • Понимание и объяснение: многозначности слов (снег идет, время идет); слов с переносным значе- нием (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает); названий профессий с суффиксами: -телъ-, -ист-, - чик-, -ниц-, -их-, -ш-;несклоняемых слов (кофе, какао, меню).
  • Введение в активную речь слов, указанных для 1 -го периода; прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами: -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
  • Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолже- ние).
  • Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
  • Родительный падеж существительных множественного числа на: -ей- (гусей, медведей).
  • Родительный и дательный падежи числительных: один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).
  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
  • Предлоги: -за-, -перед-, -из-за-, -под-, -из-под-, -над-.
  • Различение вопросов: чем? — с чем?
  • Упражнение в правильном употреблении союза: -и- при однородных членах предложения.

  1. й период (апрель, май)

  • Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2- йпериоды.
  • Закрепление трудных тем 2-го периода.
  • Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
  • Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).
  • Предлоги: -между-, -через-.
  • Наречие, как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
  • Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).

Перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР-по периодам. Работа над предложением 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Повторение и закрепление (на более сложном материале, в практических упражнениях) материа- ла первого года обучения, по формированию в речи детей простого предложения:
  • выделение слов по вопросам: кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?; дифференциация понятий слово — предложение; составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов;
  • составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
  • распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определения- ми, дополнениями;
  • составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопро- сов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).

  1. Усложнение работы по формированию простого предложения:
  • распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);
  • работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побу- дительная) в речи детей в диалогах;
  • составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
  • самостоятельная постановка вопросов: кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? ка- кие?

  1. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить слож- ные предложения:
  • сложносочиненное предложение с союзами -а-, -и- (при сравнении предметов);
  • предложение со словами: -сначала- ..., а потом ...;
  • сложноподчиненные предложения с союзами: -чтобы-, -потому что-.
  • Усложнение работы: обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

  1. й период (декабрь, январь, февраль, март)

  • Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
  • Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия: (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, креп- ко, громко, медленно), отвечающих на вопросы: где? когда? куда? откуда? как?
  • Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связан- ным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
  • Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
  • Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
  • Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными: (цели, причины, сравнения и времени); союзы: -чтобы-, -потому что-, -как-, -когда-.
  • Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

  1. й период (апрель, май)

  • Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предло- жений.
  • Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом: -или- (прак- тические упражнения).
  • Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос: -почему?- Обучение правиль- ному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.
  • Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами: -что-, -чтобы- (практические упражнения).
  • Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

Развитие связной речи 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

а) самостоятельная постановка вопросов: -кто?-; -что?-; -что делает?-; -какой?-; -какая?-; -какое?-; - какие?- и ответы на них; б) заучивание и инсценирование диалогов; в) пересказ текста с включени- ем диалога действующих лиц; г)самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

  • Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамма- тической темой.
  • Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
  • Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
  • Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
  • Пересказ коротких рассказов.
  • Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
  • Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

  1. й период (декабрь, январь, февраль, март)

  • Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочи- танному, пересказы по ролям, инсценирование).
  • Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
  • Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
  • Составление рассказов: а) по серии сюжетных картинок; б) по одной сюжетной картинке; в) по предложенному началу; г) по заданному плану; по моделированию ситуации и графическому плану; д) по аналогии.
  • Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, распо- ложения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

  1. й период (апрель, май)

  • Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
  • Дальнейшее развитие монологической речи:

а) пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом; б) установление причинно-следственных связей в небольших текстах, отрывках; в) составление рассказов: из деформированного текста; по набору предметных картинок, объединенных одной темой; по опорным словам и предметным кар- тинкам; составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).

  • Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
  • Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

В программе выделены следующие разделы: Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)

  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет)

  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности

Коррекционно-развивающая деятельность организовывается в форме занятий с логопедом (индиви- дуальные и подгрупповые), а также с воспитателем и проведение рекомендаций для родителей.

Учитель-логопед:

  • подгрупповые коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  • дидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов речи;
  • индивидуальная работа по заданиям учителя – логопеда;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

  1. развивать способность к переключению внимания;
  2. развивать концентрацию внимания;
  3. развивать произвольное внимание;
  4. развивать объём внима- ния;
  5. развивать произвольное внимание.

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозна- чающее животное» (растения, обувь и т.д.);

«Встань, если услышишь слово, обозначающее рас- тение» (одежда, транспорт и т. д.);

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозна- чающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

«Найди отличия»,

«Что неправильно?»,

«Что задумал художник?»,

«Что недорисовано?»

«Нарисуй 10 треугольников, закрась красным ка- рандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

«Расставь точки на своей карточке так, как ты ви- дел»,

«Найди пару»,

«Найди такой же».

«Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

«Копирование образца»,

«Найди такой же предмет»,

«Рисую палочки»,

«Расставь значки»

Развитие восприятия

  1. развивать восприятие геометрических фигур
  2. развивать точность вос- приятия
  3. развивать цветоразличе- ние

«Назови фигуру»,

«Геометрическое лото»,

«Нарисуй фигуру, которую я назову»,

«Закрась фигуры»,

«Из каких фигур состоит предмет?» (вариатив- ность),

«Составь целое из частей (с геометрическими фигу- рами) (вариативность)»,

«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

«Кто больше найдет в группе предметов треуголь- ной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

«Дорисуй фигуры»,

«Угадай, что хотел нарисовать художник?»

«Радужный хоровод»,

«Уточним цвет предметов (вариативность)»,

«Цветное лото»,

«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность)

  1. развивать восприятие длительности временного интервала
  2. развивать представление о частях суток
  3. развивать представления о временах года
  4. развивать простран-

«Рассматривание часов, движения секундной стрел- ки»,

«Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

«Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина по- лос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в ко- робку и т.д.)».

ственные представления

8) развивать наблюдатель- ность

Беседа по картинкам (части суток),

«Разложи картинки»,

«Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

«Угадай время года по описанию (вариативность)», Отгадывание загадок о временах года

Заучивание стихотворений, Беседа о временах года,

«Назови время года»

«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

«Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

«Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

«Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

«Посмотри и найди предметы круглой формы»,

«Кто больше назовёт?»,

«Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие мышления

  1. развивать мыслительные процессы: обобщение, от- влечение, выделение суще- ственных признаков
  2. развивать гибкость ума и словарный запас
  3. развивать сообразитель- ность

«Расставь по порядку (от самого большого к само- му маленькому и т. д.)»,

«Четвёртый лишний»,

«Найди отличия».

«Назови слова, обозначающие деревья; слова, от- носящиеся к спорту и т. д.»

«Как это можно использовать?»,

«Говори наоборот»,

«Бывает – не бывает», Загадывание загадок.

Развитие памяти

  1. увеличивать объём памя- ти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
  2. развивать приёмы ассо- циативного и опосредован- ного запоминания предме- тов в процессе игровой и непосредственно образова- тельной деятельности

«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сде- лай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

«Смотри и делай».

«Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Пе- рескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смыс- ловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой

– либо предмет),

«Дорисуй»,

«Рисование по точкам»,

«Комбинирование» (рисование или конструирова- ние предметов из геометрических фигур),

«Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую мото- рику рук

Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление ки- сти, сжимание пальцев, присоединение пальцев

друг к другу и т. д.

Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур»,

«Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

  1. Подгрупповые коррекционные занятия:

На подгрупповых занятиях работа направлена на формирование фонематического слуха и вос- приятия, на расширение и обогащение словарного запаса, на отработку грамматических категорий. Проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала. Количе- ство занятий для детей с 5-ти до 6-ти лет.

  • 1-ый период –10
  • 2-ой период - 12
  • 3-ий период –10

Количество занятий для детей с 6-ти до 7-ми лет.

  • 1-ый период – 10
  • 2-ой период - 12
  • 3-ий период - 10

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитатель- но- образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельно- сти, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и вы- раженности недостатков развития речи.

  1. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушен- ных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточ- нение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последова- тельность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным пла- ном. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Вни- мание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной по- становки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррек- ции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляци- онного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее

благоприятной для произнесения наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близ- ких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правиль- ной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи

Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение един-

ства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно- воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодо- ления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Развитие навыка связной речи.
  4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы

В результате реализации программы дети должны научиться: - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (суще- ствительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и так далее);
  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и так далее;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лек- сический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
  • Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
  • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
  • графо-моторные навыки.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

  1. Диагностика речевого развития

Используемые методики

п/п

Название методики

Цель

Группа

1.

Графический диктант

Выявление уровня сформированно-

сти произвольности

Подготовительная группа

2.

Исследование восприятия

Определить уровень развития зри-

тельного и слухового восприятия

Подготовительная группа.

Старшая группа

3.

Четвертый лишний

Исследование уровня развития мыш-

ления /классификация, обобщение

Подготовительная группа.

Старшая группа

4.

Последовательность со-

бытий

Исследование словесно-логического

мышления

Подготовительная группа

Старшая группа

5.

Десять слов

Определение объема рече-слуховой

памяти

Подготовительная группа

Старшая группа

6.

Зрительная память

Определение объема зрительной па-

мяти

Подготовительная группа

Старшая группа

7.

Кружки

Определение уровня развития вни-

мания

Подготовительная группа

Старшая группа

8.

Мелкая моторика

Исследование уровня развития мел-

кой моторики

Подготовительная группа

Старшая группа

9.

Мотивационная готов-

ность к обучению в школе

Определение сформированности мо-

тивации к обучению

Подготовительная к

школе группа

10.

Методика экспресс- диа- гностики интеллектуаль- ных способностей детей 6 - 7 лет Авторы адаптации: Е.

И. Щебланова, И. С. Аве- рина, Е. Н. Задорина

Интеллектуальные способности де- тей

Подготовительная к школе группа

11.

«Ориентировочный тест школьной зрелости» Авто-

ры: А. Керн – Я. Йирасек.

Определение школьной зрелости

Подготовительная к школе группа

12.

Методика «Беседа о шко-

ле» (разработана Т. А.

Нежновой)

Определение «внутренней» позиции

школьника

Подготовительная к

школе группа

13.

Коммуникативная готов- ность:

со взрослыми

со сверстниками

Определение параметров развития общения

Подготовительная к школе группа

14.

«Определение мотивов

учения» М.Р.Гинзбург

Определение предпочтительных мо-

тивов к учебной деятельности

Подготовительная к

школе группа

15.

Методика «отношение ре-

бенка к школе»

Выявление отношения ребенка к

школе через анкетирование

Подготовительная к

школе группа

16.

«Самое непохожее»

Л.А.Венгер

Изучение мышления и восприятия

детей

Подготовительная к

школе группа

17.

Тест «Бендер»

Изучение зрительно-моторной коор- динации, произвольности, умения

работать по образцу

Подготовительная к школе группа

Список литературы:

  1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях до- школьного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольни- ков. – М., 1990.
  6. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
  7. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоцио- нальной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефекто- логия. – 2003.
  8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно- методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
  9. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
  11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  12. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
  14. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недо- развитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
  15. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвити- ем речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного воз- раста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Шевченко С.Т. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.

Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В.  Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)

В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ

Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)

Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год...

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет»

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет» разработана с целью повышения речевого уровня дошкольников для плавного и корректного перехода на следующий ...