Конспект занятия на тему : "Семья".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная НОД направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о семье .В процессе реализации данной деятельности мы активизируем словарь по теме «Семья», закрепляем и уточняем значение терминов, обозначающих родственные отношения, учимся употреблять прилагательные (родной, двоюродный, бабушкин, папин..), уточняем значение сложных и простых предлогов, расширяем и уточняем глагольный словарь, связную речь, а также развиваем логическое и образное мышление, память, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие на тему «Семья».
Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
- развивать навыки связной речи;
- развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
Образовательные:
- расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;
- приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными пословицами о семье.
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать имена прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде); использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т.д.); знакомство и разучивание пословиц о семье; составление рассказов о своей семье; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, чтение художественной литературы по лексической теме «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, разучивание стихотворения.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Организационный момент: игра «Приветствие» (1 слайд).
Логопед Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой,
Кто же это? Наша…
(мама)
Кто любимей всех на свете*
И за свою семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без…
(папы)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая…
(сестренка)
Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …
(брат)
Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит нам…
(дядя)
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
Это наша…
(бабушка)
Он – мужчина, и он – сед,
Папе – папа, мне он …
(дед)
Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?
Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.
Логопед: Как всех можно назвать одним словом?
Дети: Семья.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. У каждого человека есть семья, где заботятся о нас, любят. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.
Логопед: Как вы думаете, для чего нужна человеку семья?
Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.
Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.
Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано.
Дети: Семья .(2 слайд)
Логопед:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит. Во! – семья.
(3 слайд)
3. Игра «Чей, чья, чьё?»
(4 и 5 слайд)
Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?
Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.
Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?
Дети: Это мамина шляпа.
Логопед: Значит, чей это галстук?
Дети: Это папин галстук.
Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?
Дети: Это бабушкина шаль.
Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?
Дети: Это дедушкины очки.
Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи.
Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?
Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.
Логопед: Значит, чья это кукла?
Дети: Это Машина кукла.
Логопед: Чья это машинка?
Дети: Это Мишина машина.
А сейчас мы отдохнем и выполним физминутку.
4. Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (приседания)
Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (руки вверх и вниз поочередно)
Кошка Мурка, два котенка, (прыжки на месте)
Мой щегол, сверчок и я - (шагаем на месте)
Вот и вся наша семья! (вдох - руки вверх, выдох –руки вниз)
5. Игра «Какой, какая, какое?» (с мячом)
Логопед: Вспомните, как можно сказать про семью, какая она? Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть какая ваша семья.
Дети: Моя семья дружная, здоровая, крепкая, заботливая, спортивная, веселая, большая, счастливая.
Логопед: Как можно сказать про папу, какой он?
Дети: Мой папа сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый.
Логопед: Как можно сказать про бабушку, какая она?
Дети: Моя бабушка старенькая, добрая, внимательная, заботливая, ласковая.
Логопед: Как можно сказать про дедушку, какой он?
Дети: Мой дедушка мудрый, умный, трудолюбивый, умелый.
Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много замечательных слов о семье, о своих родных. А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками в игру «Дружная семья».
6. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья!
Пальцы правой руки (затем левой) сжаты в кулак. Поочередное разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, начиная с большого пальца. На последней строке сжимание-разжимание пальцев.
7. Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Посмотрите, ребята, на картинке нарисованы папа и сын. Помогите мне подобрать нужное слово. Сын низкий, а папа (высокий). Девочка здоровая –мальчик (больной). Мальчик веселый, а девочка (грустная). Бабушка пожилая – мама (молодая). Дедушка старший – внук (младший). Мама взрослая – дочка (маленькая). Папа сильный – дочка (слабая).
Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова.
Логопед: Давайте немного поиграем! А для этого мы встанем в кружок.
8. Игра «Бабушка печет пироги».
Логопед: Бабушка любит печь пироги с разной начинкой. Я буду называть начинку, из которой бабушка будет печь пирог, а вы будете называть пироги, которые испечет мама.
Например: Пирог с капустой. Какой пирог? - капустный пирог.
Пирог с грибами. Какой пирог? - грибной пирог.
Пирог с картофелем. Какой пирог? - картофельный пирог.
Пирог с клубникой. Какой пирог? - клубничный пирог.
Пирог с яблоками. Какой пирог? - яблочный пирог.
Пирог с грушами. Какой пирог? - грушевый пирог.
Пирог с малиной. Какой пирог? - малиновый пирог.
Пирог с вишней. Какой пирог? - вишневый пирог.
Пирог с мясом. Какой пирог? - мясной пирог.
Логопед: Молодцы, ребята, очень вкусные пироги испекла с вашей помощью мама.
9. Игра «Скажи маме ласковое слово».
Дети называют слова и выкладывают солнце с бусами - лучами на ковре.
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.
10.Расскажи по плану о своей семье.
11. Итог занятия.
Логопед: За руки возьмемся, в круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.
Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Семья"
Формирование лексико - грамматических категорий у детей разновозрастной логопедической группы в рамках лексической темы "Семья" (подгрупповое занятие, дети 5-6 лет с заключением "ОНР 3 уро...
Конспекты занятий по теме Семья в 1 младшей группе
Коммкникация, познание, продуктивная деятельность...
Конспект занятия по теме "Семья" для старшей группы
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям по...
конспект занятия на тему "Семья"
Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье....
Конспект занятия по теме: "Семья"
Конспект занятия по теме: "Семья"...
конспект занятия на тему: "Семья и семейные ценности"
Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества Задачи: 1. Создавать условия для осознания значимости...
План-конспект занятия по теме "Семья"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме "Моя семья" Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравс...