Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС."
статья

Калинина Ирина Александровна

Статья посвящена поиску педагогических технологий, обеспечивающих коррекционную направленность дошкольного образования  детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога в ДОО:

аспекты реализации требований ФГОС

Калинина Ирина Александровна,

учитель – дефектолог ГБДОУ детского сада № 47  

Фрунзенского  района  Санкт-Петербурга

Одной из самых перспективных образовательных систем XXI века является здоровьесберегающая педагогика. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится о получении бесплатного доступного качественного образования всеми детьми, в том числе и детьми с особыми образовательными потребностями. Это заставляет специалистов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие  коррекционную направленность дошкольного образования детей с ОВЗ.

        Выделим   важные  задачи, которые ставит перед нами ФГОС ДО в реализации качественного дошкольного образования   в отношении  детей с особыми образовательными потребностями. Первая задача – расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Следующая задача – обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребёнка. И самая актуальная задача – приобщение всех детей, учитывая индивидуальные и возрастные особенности их деятельности, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

       Чтобы решить эти задачи с дошкольниками с ОВЗ, необходимо учитывать их возможности и индивидуальные особенности, и , в итоге, способствовать  их успешной социализации.

       ФГОС ДО предъявляет требования к созданию психолого – педагогических условий  для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования. Какие из них можно отнести к здоровьесберегающим технологиям?

Индивидуализация   педагогического и психологического воздействия.

Согласованность, насыщенность и сочетаемость использования различных сенсорных каналов восприятия.

Учет особенностей вида и темпа деятельности.

Использование интерактивных форм образования дошкольника.

Творческий характер образовательного процесса.

Учёт возрастных особенностей дошкольника.

Построение образовательного процесса с учётом физиологических особенностей  детей.

Рассматривая категорию детей с ОВЗ, в направление деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья добавляется направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии. Главный признак использования здоровьесберегающих  технологий – использование психолого-педагогических приёмов, методов и подходов  в решении возникающих проблем.

Приведём примеры основных здоровьесберегающих образовательных технологий и раскроем их коррекционную направленность.

Психокоррекционные игры – совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика – способствует созданию сенсомоторного базиса для развития произносительной стороны речи.

Развитие фонематического слуха способствует развитию и коррекции слухового восприятия, создаёт условия для правильного развития речи и подготовки к обучению грамоте.

Самомассаж положительно влияет на развитие высших психических функций ребёнка - внимания, памяти, зрительно-моторной координации, развития речи - и нормализации  мышечного тонуса.

Массаж кистей рук с помощью карандаша значительно улучшает тонкую моторику рук, графомоторные функции пальцев рук, что отражается на улучшении качества произносительной стороны речи.

Физминутки способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей с ОВЗ.

Танцетворчество – музыкально-ритмические занятия с детьми, способствующие повышению активности, развитию чувства ритма, создающие позитивную атмосферу для релаксации.

Ниткография  способствует выработке тонкой моторики пальцев рук, усидчивости, формированию пространственных представлений, развитию воображения и уточнению понятий: цвет, величина, форма.

Пальчиковый театр стимулирует развитие мелкой моторики, развивает пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление и внимание; способствует развитию словарного запаса и активизации речи, формирует артистические умения, способствует преодолению коммуникативных нарушений.

Пальчиковая гимнастика положительно воздействует на речевые функции и на здоровье ребёнка в целом.

Релаксация – мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Музыкотерапия – воздействие посредством музыки для упорядочения движений детей, страдающих темповыми расстройствами речи, либо с проявлениями повышенной двигательной активности.

Зрительная гимнастика используется для укрепления мышц глаза и улучшения аккомодации.

Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений, концентрации внимания; стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.

Су-джок-терапия – инновационный подход в здоровьесберегающих технологиях. Стимулирует биологически активные точки и зоны на теле ребёнка, соответствующие всем органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах.

Логоритмика стимулирует речевую активность. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию и действовать в соответствии с ней.

Тактильные и сенсорные дорожки предназначены для занятий лечебной гимнастикой  и игровых упражнений. Это оборудование служит для укрепления мышц спины, рук, живота и ног, формирования правильной осанки, для массажа рефлексогенных зон, улучшает функционирование периферической и центральной нервной системы, развивает мелкую и крупную моторику.  Рекомендуется для  профилактики плоскостопия, стимуляции развития двигательной сферы и для мышечной релаксации.

Конечно, мы не ставим перед собой цель перечислить все здоровьесберегающие технологиии, применяемые в ДОО. Обратили внимание лишь на те, которые считаем наиболее эффективными, обеспечивающими коррекцию и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Необходимо творчески подходить к использованию этих технологий и привлекать родителей к совместной работе.

Литература:

  1. Волошина Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание . – 2004. - № 1. – С. 114 – 117.
  2. Здоровьесберегающая система в ДОУ. Авторы-составители Павлова М.А., Лысогорская М.В. – Волгоград. – Учитель. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ: аспекты реализации требований ФГОС

Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.Проект – это как раз проявление ...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.

Данная статья оприменении  здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.

В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...