Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС."
статья
Статья посвящена поиску педагогических технологий, обеспечивающих коррекционную направленность дошкольного образования детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya-defektologa_v_doo.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога в ДОО:
аспекты реализации требований ФГОС
Калинина Ирина Александровна,
учитель – дефектолог ГБДОУ детского сада № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Одной из самых перспективных образовательных систем XXI века является здоровьесберегающая педагогика. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится о получении бесплатного доступного качественного образования всеми детьми, в том числе и детьми с особыми образовательными потребностями. Это заставляет специалистов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие коррекционную направленность дошкольного образования детей с ОВЗ.
Выделим важные задачи, которые ставит перед нами ФГОС ДО в реализации качественного дошкольного образования в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Первая задача – расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Следующая задача – обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребёнка. И самая актуальная задача – приобщение всех детей, учитывая индивидуальные и возрастные особенности их деятельности, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Чтобы решить эти задачи с дошкольниками с ОВЗ, необходимо учитывать их возможности и индивидуальные особенности, и , в итоге, способствовать их успешной социализации.
ФГОС ДО предъявляет требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования. Какие из них можно отнести к здоровьесберегающим технологиям?
Индивидуализация педагогического и психологического воздействия.
Согласованность, насыщенность и сочетаемость использования различных сенсорных каналов восприятия.
Учет особенностей вида и темпа деятельности.
Использование интерактивных форм образования дошкольника.
Творческий характер образовательного процесса.
Учёт возрастных особенностей дошкольника.
Построение образовательного процесса с учётом физиологических особенностей детей.
Рассматривая категорию детей с ОВЗ, в направление деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья добавляется направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии. Главный признак использования здоровьесберегающих технологий – использование психолого-педагогических приёмов, методов и подходов в решении возникающих проблем.
Приведём примеры основных здоровьесберегающих образовательных технологий и раскроем их коррекционную направленность.
Психокоррекционные игры – совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика – способствует созданию сенсомоторного базиса для развития произносительной стороны речи.
Развитие фонематического слуха способствует развитию и коррекции слухового восприятия, создаёт условия для правильного развития речи и подготовки к обучению грамоте.
Самомассаж положительно влияет на развитие высших психических функций ребёнка - внимания, памяти, зрительно-моторной координации, развития речи - и нормализации мышечного тонуса.
Массаж кистей рук с помощью карандаша значительно улучшает тонкую моторику рук, графомоторные функции пальцев рук, что отражается на улучшении качества произносительной стороны речи.
Физминутки способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей с ОВЗ.
Танцетворчество – музыкально-ритмические занятия с детьми, способствующие повышению активности, развитию чувства ритма, создающие позитивную атмосферу для релаксации.
Ниткография способствует выработке тонкой моторики пальцев рук, усидчивости, формированию пространственных представлений, развитию воображения и уточнению понятий: цвет, величина, форма.
Пальчиковый театр стимулирует развитие мелкой моторики, развивает пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление и внимание; способствует развитию словарного запаса и активизации речи, формирует артистические умения, способствует преодолению коммуникативных нарушений.
Пальчиковая гимнастика положительно воздействует на речевые функции и на здоровье ребёнка в целом.
Релаксация – мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Музыкотерапия – воздействие посредством музыки для упорядочения движений детей, страдающих темповыми расстройствами речи, либо с проявлениями повышенной двигательной активности.
Зрительная гимнастика используется для укрепления мышц глаза и улучшения аккомодации.
Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений, концентрации внимания; стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.
Су-джок-терапия – инновационный подход в здоровьесберегающих технологиях. Стимулирует биологически активные точки и зоны на теле ребёнка, соответствующие всем органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах.
Логоритмика стимулирует речевую активность. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
Тактильные и сенсорные дорожки предназначены для занятий лечебной гимнастикой и игровых упражнений. Это оборудование служит для укрепления мышц спины, рук, живота и ног, формирования правильной осанки, для массажа рефлексогенных зон, улучшает функционирование периферической и центральной нервной системы, развивает мелкую и крупную моторику. Рекомендуется для профилактики плоскостопия, стимуляции развития двигательной сферы и для мышечной релаксации.
Конечно, мы не ставим перед собой цель перечислить все здоровьесберегающие технологиии, применяемые в ДОО. Обратили внимание лишь на те, которые считаем наиболее эффективными, обеспечивающими коррекцию и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Необходимо творчески подходить к использованию этих технологий и привлекать родителей к совместной работе.
Литература:
- Волошина Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание . – 2004. - № 1. – С. 114 – 117.
- Здоровьесберегающая система в ДОУ. Авторы-составители Павлова М.А., Лысогорская М.В. – Волгоград. – Учитель. – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ: аспекты реализации требований ФГОС
Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.Проект – это как раз проявление ...
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.
Данная статья оприменении здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований по ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.
В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...
- Мне нравится (1)