Конспект подгруппового логопедического занятия "Город, в котором я живу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_v_kotorom_ya_zhivu_.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия:

«Город, в котором я живу»

Учитель-логопед

Уварова Е.В.

 


Этап

Деятельность

Орг. момент

Л: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте….

Сообщение темы занятия

Л: Ребята, первое задание слушайте внимательно. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте  полными предложениями.

Л: Как называется планета, на которой мы живем?

Д: Мы живем на планете Земля

Л: Назовите страну, в которой живете?  

Д: Я живу в России.

Л: Сегодня я принесла карту России. Что на ней обозначают эти точки?

Д: Это города

Л: Почему точки разные, большие и маленькие?

Д: Одни города большие, другие – маленькие

Основная часть

Л: Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город»

Л: Давайте соберем родственную семейку слов к слову «город». Для этого нам нужно встать в кружок и передавая клубок, ответить на мои вопросы. (Дети называют родственное слово и передают клубок ниток по кругу, разматывая его. После того как последний ребенок называет слово концы ниток соединяются, образуется круг.)

Большой город, а маленький ….(городок)

Маленький городок, а огромный ….(городище)

Произнеси слово город ласково ….(городок)

Жительница города …(горожанка)

Житель города …(горожанин)

Все мы жители города, мы …. (горожане)

Парк в городе, какой? ….. (городской)

Дача за городом …. (загородная)

Название старинной игры … (городки)

(Получившийся круг дети опускают на пол).

Л: Что у нас получилось?

Д: Круг

Л: Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА

Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники.

Четвертый-лишний

Л: Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий.

Д: Грибной

Л: Поясните, почему слово «грибной» лишнее?

Л: Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)

Л: Как называется город, в котором мы с вами живем? (Ответы детей)

Л: Как называют жителей нашего города?

Д: Тюменцы

Физкультминутка

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Скажи наоборот

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая, а моя улица старая.

Моя улица узкая, а моя улица широкая.

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя

Моя улица длинная, а моя улица короткая.

Моя улица светлая, а моя улица темная.

Моя улица грязная, а моя улица чистая.

Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».

Моя улица тихая, а моя улица шумная.

Моя улица большая, а моя улица маленькая.

Л: А кто-то знает, на какой улице находится наш детский сад?

Д: Монтажников

Л: А наш детский сад из чего построен?

Д: Из кирпича.

Л: Ребята, все здания в городе могут быть построены из разных материалов, давайте посмотрим из каких.

Упражнение на словообразование

Дом из кирпича – …(кирпичный);

Дом из камня - … (каменный);

Дом из бетона - … (бетонный);

Дом из дерева - … (деревянный).

А еще дома могут быт разными по высоте: одни высокие, другие – низкие.

Дом, у которого один этаж – одноэтажный;

Дом, у которого два этажа - … (двухэтажный);

Дом, у которого три этажа - … (трёхэтажный);

Дом, у которого четыре этажа – … (четырёхэтажный);

Дом, у которого пять этажей – … (пятиэтажный);

Дом, у которого много этажей – … (многоэтажный)

Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

А вы знаете, ребята,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой

Только доехали – вот чудеса -

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где наш дом?»

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось,

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Л: Я рассказала вам эту историю нарочно, чтобы узнать помните ли вы, где живёте? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы. А поможет нам в этом схема-подсказка.

Я живу в городе Тюмени, на улице …

Мой дом многоэтажный.

Он построен из кирпичей красного цвета.

Рядом с моим домом находится…. детский сад, школа, магазины.

Я живу с мамой, папой …

Итог занятия

Молодцы, ребята, очень интересные рассказы у вас получились. Нам еще много предстоит узнать о нашем любимом городе Тюмени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....