Консультация для родителей "Развитие речи детей-логопатов через игру"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi_detey-logopatov_cherez_igru.doc | 628.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие речи детей-логопатов через игру»
Уважаемые родители!
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
К 5 годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
Игры не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря играм ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Игры помогут ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков.
Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде всего надо объяснить, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, тог оно будет обозначать совсем другой предмет (крот – рот, снаряд – наряд, кролик – ролик). То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (рак – лак, мишка – миска). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!
Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, необходимо обратиться к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Часто для ребёнка с нарушением речи это очень трудная работа. Поэтому нельзя требовать, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.
Какие же игровые упражнения можно предложить детям?
- На различение звуков [С] – [З]:
- Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова со звуками [С] и [З]:
В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс... (звонок) .
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на ... (стуле) .
- Вставьте пропущенные буквы С или З в словах, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово:
_еркало, , ва_илёк, пу_ырёк.
аяц, вы_тавка, _текло, ква_.
Кра_ота, обе_ьяна, _тавни, _оловей.
_ве_да, _па_ибо, _а_венел, _а_найка.
- На составление слов из слогов:
ро, пи, ги ___________ ля, на, по _____________
пин, тро, ка _________ ло, ва, го _____________
мА, бу, га ___________ та, кон, фе ____________
ло, со, вей ___________ ва, кА, на _____________
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. «Назови ласково» (лист-листочек).
2. Игра «Мой, моя, моё, мои» (зонт, машина, санки, ведро и т.д.)
3. «Сосчитай до пяти» (одна туча, две тучи, пять туч).
4. «Я знаю пять названий» ( деревьев, цветов, птиц, овощей, фруктов, имён и т.д.)
5. Игра «Кому, что нужно для работы» ( Кисточка нужна художнику, маляру. Кастрюля нужна повару и т.д.)
6. «Назови одним словом» (стол, стул, диван - это мебель).
7. «Скажи наоборот» (добрый - злой, высокий - низкий, узкий – широкий и т.д)
8. «Подбери слово». Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова обозначающие признаки. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная). Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).
9. «Кто что умеет делать?». Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка?(мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
10. «Весёлые рифмы». Играющие должны подбирать к словам рифмы ( свечка-печка; трубы – губы; ракетка – пипетка; сапоги – пироги и т.д.)
Развивающие игры "По дороге домой" обучение грамоте (5-7 лет)
1. «Придумай 3 слова на заданный звук». Целью игры является активизация и расширение словаря дошкольника. Важно играть по очереди, Вы тем самым увеличиваете словарь ребенка. Спросите своего малыша: «Кто больше придумает слов на букву А» ( последнее слово должен придумать ребёнок, важно создавать для него ситуации успеха) .
2. «Выдели гласный звук». Мама произносит слово, а ребёнок выделяет гласный звук. Пример: дом – звук о.
3. «Игра в слова». Ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук маминого слова. (дом – мак – кот).
4. «Доскажи звук». (до..м)
5. «Доскажи слово». (ма..лина, машина).
6. «Сосчитай звуки в слове».
7. «Придумай слово из трёх звуков». (4,5).
8. «Какой звук встречается в каждом слове» (сон, кот, коса).
9. «Назови мягкий звук» (п – пь, т-ть).
10. «Назови последний звук в слове». «Придумай слова, где заданный звук стоит в середине» (в начале, в конце слова).
11. «Какое слово я загадала?» (к, а, ш, а)
Желаем успехов!
Список литературы:
1. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.
2. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.
3. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 64 с.
4. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
5. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.
6. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.
7. Тукачёва С.И. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004. – 148 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...
Развитие речи детей - логопатов через изобразительную деятельность.
В настоящее время очень остро стоит проблема развития речи у детей с ОНР. Учитывая то, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи, у них возникают эмоции, которые о...
Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И.П. ПавловТема работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования ...
Консультация из опыта работы:«Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»
Цикл занятий «Погружение в сказку» решает многие задачи, позвольте обратиться к сугубо профессиональной теме.Я 12 лет работаю логопедом в дошкольном учреждении и, разумеется, не могу обойти сто...
Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...
Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»
Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»Одно из самых закоренелых итруднопреодолимых представленийо педагогическом процессе заключаетсякак раз в убеждении, что процесс этотдолжен протек...
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»
Я работаю учителем - логопедом в дошкольном учреждении и, разумеется, не могу обойти стороной такой важный психический процесс, как речь.В предлагаемых «сказочных» за...