Консультация для родителей "Развитие речи детей-логопатов через игру"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей.  Дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие речи детей-логопатов через игру»

                                   

                     

                                            Уважаемые родители!

     Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей.  Дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.

     К 5 годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

     Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.   Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

     Игры не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря играм ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Игры помогут ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков.

     Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде всего надо объяснить, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, тог оно будет обозначать совсем другой предмет (крот – рот, снаряд – наряд, кролик – ролик). То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (рак – лак, мишка – миска). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!

     Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, необходимо обратиться к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Часто для ребёнка с нарушением речи это очень трудная работа. Поэтому нельзя требовать, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

     Какие же игровые упражнения можно предложить детям?

  • На различение звуков [С] – [З]:

- Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова со звуками [С] и [З]:

В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс... (звонок) .

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на ... (стуле) .

- Вставьте пропущенные буквы С или З в словах, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово:

_еркало, , ва_илёк, пу_ырёк.

аяц, вы_тавка, _текло, ква_.

Кра_ота, обе_ьяна, _тавни, _оловей.

_ве_да, _па_ибо, _а_венел, _а_найка.

  • На составление слов из слогов:

ро, пи, ги ___________               ля, на, по _____________

пин, тро, ка _________               ло, ва, го _____________

мА, бу, га ___________               та, кон, фе ____________

ло, со, вей ___________               ва, кА, на _____________

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. «Назови ласково» (лист-листочек).

2.  Игра «Мой, моя, моё, мои» (зонт, машина, санки, ведро и т.д.)

3. «Сосчитай до пяти» (одна туча, две тучи, пять туч).

4. «Я знаю пять названий» ( деревьев, цветов, птиц, овощей, фруктов, имён и т.д.)

5.  Игра «Кому, что нужно для работы» ( Кисточка нужна художнику, маляру. Кастрюля нужна повару и т.д.)

6. «Назови одним словом» (стол, стул, диван - это мебель).

7. «Скажи наоборот» (добрый - злой, высокий - низкий, узкий – широкий и т.д)

8. «Подбери слово». Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова обозначающие признаки. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная).  Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).

9. «Кто что умеет делать?». Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка?(мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).

10. «Весёлые рифмы». Играющие должны подбирать к словам рифмы ( свечка-печка; трубы – губы; ракетка – пипетка; сапоги – пироги и т.д.)

Развивающие игры "По дороге домой" обучение грамоте (5-7 лет)

1. «Придумай 3 слова на заданный звук». Целью игры является активизация и расширение словаря дошкольника. Важно играть по очереди, Вы тем самым увеличиваете словарь ребенка. Спросите своего малыша: «Кто больше придумает слов на букву А» ( последнее слово должен придумать ребёнок, важно создавать для него ситуации успеха) .

2. «Выдели гласный звук». Мама произносит  слово, а ребёнок  выделяет гласный звук. Пример: дом – звук о.

3. «Игра в слова». Ребёнок называет слово, которое начинается на  последний звук маминого слова. (дом – мак – кот).

4. «Доскажи  звук». (до..м)

5. «Доскажи слово». (ма..лина, машина).

6. «Сосчитай звуки в слове».

7. «Придумай слово из трёх звуков». (4,5).

8. «Какой звук встречается в каждом слове» (сон, кот, коса).

9. «Назови мягкий звук» (п – пь, т-ть).

10. «Назови последний звук в слове».  «Придумай слова, где заданный звук  стоит в середине» (в начале, в конце слова).

11. «Какое слово я загадала?» (к, а, ш, а)

Желаем успехов!

                                                   Список литературы:

1. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

2. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

3. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 64 с.

4. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.

5. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

6. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

7. Тукачёва С.И. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004. – 148 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...

Развитие речи детей - логопатов через изобразительную деятельность.

В настоящее время очень остро стоит проблема развития речи у детей с ОНР. Учитывая то, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи, у них возникают эмоции, которые о...

Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И.П. ПавловТема  работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования ...

Консультация из опыта работы:«Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»

Цикл занятий «Погружение в сказку» решает многие задачи, позвольте обратиться к сугубо профессиональной теме.Я  12 лет работаю логопедом в дошкольном учреждении и, ра­зумеется, не могу обойти сто...

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»Одно из самых закоренелых итруднопреодолимых представленийо педагогическом процессе заключаетсякак раз в убеждении, что процесс этотдолжен протек...

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»

Я  работаю учителем - логопедом в дошкольном учреждении и, ра­зумеется, не могу обойти стороной такой важный психический про­цесс, как речь.В предлагаемых «сказочных» за...