Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.
статья по логопедии по теме
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П. Павлов
Тема работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста» на сегодняшний день является актуальной.
Цель - рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства формирования правильной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Определяются взаимосвязь между уровнем развития функций речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки, задачи и принципы развития мелкой моторики.
Предлагаются методы и приёмы развития пальцевой моторики. Раскрывается роль рисунка, как средства развития мелкой моторики, в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_paltsevoy_motoriki_na_sayt.docx | 117.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.
Введение
В современном обществе заметно повышается значение речи в интеллектуальном и духовном развитии человека. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, предпосылкой обучения и развития ребёнка, а также непременным условием и компонентом любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Особенно остро проблема развития речи стоит перед педагогами логопедических групп детского сада, в которые входят дети с различными речевыми отклонениями.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
В.А. Сухомлинский считал, что «источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Можно вспомнить и слова известного педагога Марии Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».
Процесс овладения речью долгий и трудный, требующий значительных усилий педагогов и самого ребёнка. Практика показывает, что для достижения положительного результата недостаточно усилий одного специалиста. Необходимо взаимодействие всех педагогов – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя (где логопед выступает в роли организатора и координатора всего коррекционно-развивающего процесса).
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяется уровень развития мелкой моторики. Существует тесная связь между координацией движений и речью.
Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией»[3]. Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Тонкие движения пальцев появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста» на сегодняшний день актуальной.
Цель данной работы: рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства формирования правильной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
- Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.
- Взаимосвязь между уровнем развития функций речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Бехтерев В.М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!
Говоря о становлении у детей активной речи, следует обратить внимание на развитие тонких движений пальцев рук, которое стимулирует речевое развитие ребенка. На основании многочисленных обследований детей было установлено, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а вот с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда.
В невропатологии уже давно имеются наблюдения, подтверждающие тесную связь функций речи и руки. Так, при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Объяснить подобное явление помогают анатомические отношения. Оказалось, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
На этом рисунке наглядно представлена огромная площадь проекции кисти. Это так называемый гомункулус (человечек) Пенфилда. В нем проекция всех частей тела в двигательной области (передняя центральная извилина) показаны не только черточками, но и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне подтверждают вывод о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Исследователи детской речи (в частности, М.С. Рузина [6]) справедливо замечают, что безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако по схеме человека Пенфилда, видно, что кисть занимает треть всех двигательных проекций, при этом велика и проекция каждого пальца в отдельности. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки.
На основе исследования М.М. Кольцова в 1973 году делает вывод о том, «…что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга» [3].
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития ЦНС и её «святая святых» - мозга. Всем специалистам известно, что в коре головного мозга зоны речи находятся рядом с зоной, иннервирующей мелкую моторику, - следовательно, развивая мелкую пальцевую моторику доминирующей руки, мы способствуем развитию речи.
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Часто левшей называют амбидекстрами, т.е. имеющим две правые руки, ведь они стремятся все сделать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Сейчас дефектологами точно установлено, что грубая переделка левшей в правшей в большинстве случаев приводит к различным расстройствам речи и даже к заиканию.
Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария. Учитывая это, считается более правильным у всех детей стараться развивать обе руки – это только полезно.
В книге «Мониторинг качества преподавания в школе» А.И. Севрук, Е.А. Юнина как одна из важнейших особенностей концепций современного образования отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом целостности природы человека: не только на основе интеллектуальных возможностей, но и на основе образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций, чувств и прочих проявлений правого полушария мозга. Соединение работы над речью с развитием умелости руки (пальцевой моторики) и дает возможность реализации этой установки [7].
- Задачи и принципы развития мелкой моторики рук.
В последние годы появилось много различной литературы практического характера по развитию мелкой моторики рук. Опираясь на неё, можно выстроить систему работы с детьми дошкольного возраста и примен6ить её для повышения эффективности процесса развития речи.
В реализации работы по развитию мелкой моторики рук ведущая роль отводится учителю-логопеду. Он планирует все виды работ, разучивает с детьми наиболее сложные из них, консультирует воспитателей и родителей. Воспитатель выполняет большую часть работы, используя для этого режимные моменты: разучивает с детьми пальчиковые игры и упражнения, закрепляет навыки самомассажа, организует виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики (продуктивные, игровые, конструктивные, ручной труд и др.).
К задачам развития мелкой моторики относятся:
- ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;
- развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;
- формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;
- развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;
- развитие динамической координации (координированной работы – одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук;
- развитие зрительно-моторной координации.
Принципы построения работы по развитию мелкой моторики рук:
- игровая мотивация;
- от простого к сложному;
- выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно обеими;
- учет трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;
- учёт индивидуального темпа детей;
- задания на разных уровнях сложности: - по подражанию, - по образцу, - по речевой инструкции;
- использование аутокоманд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами) [9].
2. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей –дошкольников с нарушениями речи.
2.1. Методы и приёмы развития мелкой моторики пальцев.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Основным средством развития мелкой моторики являются специальные упражнения. В начале ребенок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцами совершаются самостоятельно, активно. Взрослые только следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Упражнения должны проводиться ежедневно по 3-5 минут (желательно 2-3 раза в день). Конечно, необходимо учитывать возраст, настроение, желания и возможности ребенка, и главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не следует допускать скуки и переутомления.
Вот наиболее доступные упражнения на развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук:
- Ладони вытянуть вперед (на счет 1-2: пальцы врозь, вместе).
- «Пальчики здороваются» (на счет 1,2,3,4,5 соединяются пальцы обеих рук - большой с большим и так далее).
- «Человечек» (указательные и средние пальцы правой, затем левой руки «бегают» по столу).
- «Дети бегают наперегонки» (движения как в третьем упражнении - выполняют обе руки одновременно).
- «Коза» (вытянуть указательный и мизинец правой, затем левой руки, потом одновременно).
- «Очки» (вытянуть два кружка из большого и указательного пальца обеих рук, соединив их).
- «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
- «Птички» (поочередно большой палец соединить с остальными).
- «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
- «Пчела» (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг, потом одновременно).
- «Замок» (на счет 1 - ладони вместе, на счет 2 - пальцы соединить в замок).
- «Пауки» (пальцы согнутые, медленно передвигаются по столу).
- «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
- «Ворота» (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
- «Ножницы» (указательные и средние пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами).
- «Шарик» (пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками, дуем на них - пальцы принимают форму шара, воздух выходит (ш-ш-ш) - пальцы в исходное положение).
- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе, разбежались).
- Сжимание - разжимание кистей рук на счет 1-2.
- Хлопать в ладоши, тихо и громко, в разном темпе.
- Карандаш (брать карандаш с поверхности стола первым и вторым, первым и третьим, первым и четвертым, первым и пятым пальцами, сначала поочередно правой и левой рукой, потом одновременно) (положить карандаш на левую ладонь с плотно сжатыми пальцами, кисть правой руки положить сверху и плавно перекатывать карандаш от основания ладони кончиком пальцев - туда и обратно; то же, только сверху левая кисть).
- Построение фигурок из палочек (спичек).
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бумажки, шарики.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре, шнуровать.
- Закручивать крышки, шурупы, гайки.
- Заплетать косички.
- Рисование в воздухе, игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губки.
- Удерживать теннисный шарик поочередно между пальцами.
- Выкладывать контуры предметов шерстяными нитками, злаками.
- Из гибкой проволоки делать контуры различных предметов.
- Сортировать злаки.
- Разрывать бумагу на мелкие кусочки и выкладывать из нее контуры предметов, рвать бумагу в форме различных предметов.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Работа по движению рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Тот, кто наблюдал занятия логопеда с дошкольниками, наверное, заметил, что обязательно проводятся пальчиковые игры. Некоторые из них напоминают знакомую «Козу рогатую» или «Сороку-белобоку».
Пальчиковые игры – развлекательное, развивающее занятие. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причём не только с проблемными детьми. Овладеть методикой этих игр может каждый взрослый (в настоящее время издается достаточное количество специальных пособий).
Так в 2008 году издательством «Эксмо» была издана замечательная, красочная книга опытного педагога-практика Татьяны Александровны Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», в которой предлагается система игровых упражнений (точнее – пластических этюдов) для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений [10].
Тексты составлены так, чтобы в одном этюде содержалось как можно больше пальцевых движений и они сочетались бы по смыслу с произносимыми стихами. Рядом с каждой пальцевой фигурой имеется изображение предмета, помогающее ребенку реальнее его представить и точнее изобразить.
Автор предлагает для того чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала проделывать простые пальцевые движения – изобразить бытовые действия (работа ножницами, стирка, шитьё и пр.), затем переходить к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После несложных заданий моделировать предметы, растения, людей и, наконец, животных.
Вначале в упражнениях должны содержаться две-три пальчиковые фигуры, затем их количество постепенно увеличивается до восьми. Именно в такой последовательности изложен материал в этой книге.
Если какое-то движение получается у ребенка недостаточно точно, не нужно его сразу же прерывать. Нужно позволить ему выполнить упражнение до конца и обязательно похвалить за достижения. Необходимо обратить внимание на то, чтобы ритм и характер движений соответствовал темпу и смыслу произносимых стихов. Только так текст и действия воспримутся малышом как единое целое, а упражнение вызовет наибольший интерес.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма являются для малыша чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Сопровождая пальчиковые игры прибаутками и потешками, ребёнок тренирует собственную память – непроизвольно запоминает стихотворные тексты. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики, стимулируя развитие речи, обогащает пространственное мышление, внимание, воображение, способствует развитию быстроты реакции и эмоциональной выразительности.
Пальчиковые игры полезны всем детям: происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появляется интерес к возможностям своей руки, улучшается координация движений кисти. Они также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать).
И.А. Агапова и М.А. Давыдова в своей книге «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» предлагают такую последовательность разучивания пальчиковых игр с детьми[1]:
- Взрослый сначала показывает игру сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый при необходимости подсказывает, помогает.
И.А. Агапова и М.А. Давыдова дают также дополнительные рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений, вот некоторые из них:
- Не проводите игру с ребёнком, если у вас озябли руки. Встреча с игрой, которая содержит какой-то отрицательный момент ( в данном случае – холодные руки), может запомниться именно этим и впоследствии вызывать её отторжение …Постарайтесь предварительно согреть руки, например, погрузив их в тёплую воду, …или, наконец, приложив их к батарее центрального отопления.
- Чтобы содержание игр было более понятным и образным, лучше посильно познакомить ребёнка с её персонажами. Например, если в новой игре участвуют герои народных потешек или сказок, имеются персонажи или понятия, с которыми малыш сталкивается впервые, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки…
- Диалоги героев, о которых говорится в потешках, будут восприняты сильнее, если взрослый поможет исполнению текста другими актерскими приёмами. Поэтому не забывайте во время совместной игры максимально использовать выразительную мимику, в нужных местах говорить голосом разных тембров. Попробуйте читать текст как можно выразительнее, в зависимости от его содержания – то тише, то громче, делая в подходящих местах паузы, определите, где можно говорить медленнее, а где – быстрее. Поощряйте ребёнка повторять нужный текст вместе с вами.
- Не забывайте расширять диапазон игр. Разучив несколько из них до такой степени, что ребёнок вполне может повторять их самостоятельно, улыбкой реагирует на их повтор, разучивайте с ним новые…
- Сначала все упражнения следует показывать и выполнять медленно… Обратите внимание на то, чтобы ребёнок увлёкся показом и его комментарием, чтобы захотел повторить движения взрослого. Во время разучивания следите, чтобы малыш правильно воспроизводил и удерживал положение пальцев (или ладоней, кистей) и правильно переключался с одного движения на другое. Особенно важно, чтобы смена показов соответствовала произносимому литературному тексту [1].
Во многих видах деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где «разговорно-пальцевая» деятельность наиболее естественна? Конечно, в детском театре.
Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлению. На пальцы можно надеть «наперстки» в виде зверушек или сказочных героев.
«Театр рукавичек» требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку.
Все упражнения для пальцев педагог должен превратить в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг, в игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память, воображение. В результате совместного творчества детей и взрослых появятся веселые сценки.
Превращается рука
и в котенка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки, ум, талант, -
И всё в порядке!
Такой педагогический вывод сделал замечательный детский поэт В. Берестов.
Можно предложить следующие приёмы для развития мелкой моторики пальцев:
- Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. Но предварительно обязательно нужно получить консультацию у специалиста.
- Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
- Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
- Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
- Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
- Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)
- Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
- Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
- Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой рукой. Так в упражнениях типа «Собери монетки» ребенок по заданию педагога действует сначала правой рукой, а затем левой, что способствует развитию функций захвата и скоординированности работы пальцев рук. В процессе наблюдения педагог может определить ведущую руку ребенка, а также скорость выполнения задания каждой рукой.
Упражнения по перебиранию чёток или бус (лучше использовать природный материал – дерево, жёлуди, орехи и т.д.) позволяют сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание чёток нормализует ритм дыхания, успокаивает.
Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движение рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками. Выкладывая всевозможные дорожки из семечек, бусин, косточек и другого материала, можно использовать порядковый счет, сочинять рифмованные строки, которые помогают выработать у ребенка размеренность, ритмичность движений, а также закрепить навыки прямого и обратного счета.
В процессе работы с природным и бросовым материалом особый интерес у детей вызывают задания творческого характера. Например, выложить на пластилиновой дощечке снежинку, используя бусины или стеклярус одного цвета, чередуя предметы по цвету, величине, форме в определенной последовательности, ориентируясь на схему; выполнить сюжетную картину по замыслу, используя крупы, выкрашенные в разный цвет и др. подобные задания.
Приёмы могут быть разными, важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приёмов направлен на развитие ребёнка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Хороший эффект дают задания по рисованию пальцами на различных поверхностях: шероховатых, гладких, бархатистых; рисование по мокрому; рисование на подносе, засыпанном мелкой крупой (манной) и др.
Родителям можно порекомендовать включать игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом за руку немного помассировать ладошку, на прогулке разрешить ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовя из теста — выделить ребёнку кусочек. И, конечно же, много говорить с малышом, обсуждать всё, что происходит.
Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является их простота и универсальность, отсутствие каких либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.
- Роль рисунка, как средства развития мелкой моторики,
в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Использование любой предметной деятельности с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии. Применение изобразительной деятельности с целью развития речи встречается гораздо реже.
Между тем любая деятельность, в том и числе и рисование, как средство развития мелкой моторики пальцев, благоприятно для коррекции речевых нарушений. Детям можно предложить рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру. Рисовать можно различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, акварелью, гуашью, углем), кончиками пальцев.
Работа с бумагой, красками, карандашами, фломастерами, мелом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
К.Д. Ушинский писал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная самим ребёнком.
Рисование я стараюсь практиковать во все периоды обучения речи и на всех видах логопедических занятий.
Первые рисунки дошкольники делают на занятиях по звукопроизношению и развитию фонематического слуха. И, как правило, выясняется, что навыки рисования у детей слабые. Они предпочитают копировать рисунки с доски, выбирая те, которые легче выполнить.
Чтобы детям легче было изобразить тот или иной предмет, я стараюсь объяснить, показать им, как его проще нарисовать. Рисую цветными мелками этот предмет на доске или фломастером на листе бумаги; обращаю внимание на форму каждой его детали, части, сравниваю с другими знакомыми детям предметами. Так, рисуя мышку, сравниваю её туловище с половинкой листочка берёзы или сирени, ушки – с овалом, глаз – горошина, хвостик – ниточка. И, казалось бы, трудный рисунок становится доступным.
Любой вид работы со звуками: знакомство, автоматизация, дифференциация в словах – может находить своё отражение детских рисунках.
Одна из важнейших задач, стоящих перед логопедом, - автоматизация звуков. Работая над этим вопросом, можно использовать простейшие рисунки-схемы, что позволяет помимо зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов подключать к активной работе и мелкую моторику.
Автоматизация уже поставленных звуков происходит так: логопед рисует в индивидуальной тетради ребёнка простейшие схемы предметов (например, для автоматизации звука [л] в начале слова изображаются лампа, лыжи, лодка, лопата, лук), рядом записываются названия этих предметов; дома ребенок на этом же листе бумаги делает такие же схематические рисунки, несколько раз повторяя вслух названия изображенных на них предметов. Родители, наблюдающие за работой ребёнка, различными вопросами (Что ты рисуешь? А у нас есть лампа? Какого цвета лампа? Где лампа стоит? Зачем нужна лампа?) стимулируют неоднократное повторение, нужное для автоматизации какого-либо звука.
Детям нравятся подобные задания. Кроме того, поскольку задания от занятия к занятию усложняются (автоматизация какого-либо звука отрабатывается сначала в начале слова, потом – в середине, затем – в конце и в сочетании нескольких согласных звуков), количество рисунков-схем увеличивается и они могут быть использованы в качестве основы для построения предложений, составления описательных рассказов, что способствует не только развитию речи, но и мыслительной деятельности и воображения.
При дифференциации звуков в словах ребята рисуют два предмета, в названиях которых имеются оппозиционные звуки (твёрдый – мягкий, глухой – звонкий, свистящий – шипящий, [р] - [л], [р'] - [л']).
При изучении ударения можно предложить нарисовать замо́к и за́мок. Затем дети делают звуковой анализ этих слов и «подписывают» эти рисунки. Находится различие: буквы одинаковые, но в слове «замо́к» протяжнее произносим звук [о], а в слове «за́мок» - звук [а]. рисунок при этом помогает уяснить смысловое различие слов и связать это с ударением.
При изучении предлогов рисунок помогает понять пространственные отношения предметов. Так при усвоении предлога «под» дети делают рисунки мелом на доске: «мяч закатился под стол», «кубик лежит под стулом», «ёж спрятался под ёлкой» и т.д.
Большую помощь оказывает рисунок и на занятии по развитию связной речи. Можно составить с детьми схему для пересказывания какой-либо сказки. Дети могут изобразить понравившийся персонаж рассказа (сказки).
В работе по развитию речи очень важен контакт с родителями. Мамам и папам предлагается вместе учить детей рисовать. Можно посоветовать родителям вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках-раскрасках довольно часто предлагают приемы рисования птиц, рыб, зверей и т.д.
Рисунки на логопедических занятиях помогают логопеду решать задачи исправления и совершенствования речи детей, вызывают интерес к занятиям, снимают психическое напряжение, развивают мелкую моторику пальцев.
Заключение
Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Такой подход позволяет:
Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
Научить различным способам снятия мышечного напряжения и разминки.
Популярность пальчиковых игр в последние годы совершенно оправданна по целому ряду причин. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие заняты на работе. Да и дети сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле – аудио – видео… и т.д. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезывания и т.д.).
Именно поэтому целесообразно использовать данный вид детской деятельности как можно чаще, применяя для этого всевозможные средства и материалы, совмещая тренинг со словом, музыкой, движением.
Творческий подход педагога к использованию игр для пальцев, просвещение и обучение родителей дошкольников помогут ребенку в овладении необходимых навыков мелкомоторной координации и чувствительности, будут способствовать развитию графических навыков.
Хочется закончить словами физиолога И.П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Список используемой литературы:
- Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Лада, 2009.
- Аммосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе / Н.С. Аммосова // Логопед. – 2004. - №6, с.78-83
- Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М.М. Кольцова. – М.: 1973.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
- Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991.
- Рузина, М.С. Пальчиковый игротренинг / М.С. Рузина. – СПб., 2002.
- Севрук, А.И., Юнин, Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе / А.И. Севрук, Е.А. Юнин. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Соковых, С.В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики / С.В. Соковых // Логопед. 2009. - №3, стр.63-67
- Степанова, М.А. Сиситема работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. - №7, с.62-70
- Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2008.
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. Программа и методические рекомендации для ДОУ (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Школьная Пресса, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...
Диспут для родителей «Музыкальная игра – как одно из средств формирования речи детей раннего дошкольного возраста»
Материал может использоваться в качестве выступления на родительском собрании, на заседании педагогической мастерской, как материал из опыта работы музыкального руководителя....
Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики....