Консультация для педагогов ДОУ «Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»
консультация по логопедии
Я работаю учителем - логопедом в дошкольном учреждении и, разумеется, не могу обойти стороной такой важный психический процесс, как речь.
В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_iz_opyta.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»
Учитель-логопед
Коломиец М.Н.
Я работаю учителем - логопедом в дошкольном учреждении и, разумеется, не могу обойти стороной такой важный психический процесс, как речь.
В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.
А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.
Не знаю, как коллегам, но мне не раз доводилось работать с детьми, страдающими, как я это называю, «синдромом гиперответственности». Эти дети настолько тщательно стараются выполнить все задания логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет и постановку звуков, и последующую автоматизацию.
Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка.
А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков?
А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других?
А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое?
Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические группы, но вернемся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.
Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация из опыта работы:«Влияние сказкотерапии на речь детей – логопатов»
Цикл занятий «Погружение в сказку» решает многие задачи, позвольте обратиться к сугубо профессиональной теме.Я 12 лет работаю логопедом в дошкольном учреждении и, разумеется, не могу обойти сто...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...
Консультация для педагогов: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ...
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...
Консультация для педагогов: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов ДОУ "Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...