Использование логопедической ритмики, как средства для развития просодической стороны речи детей
статья по логопедии (старшая группа)

Скрынник Тина Святославовна

Основанная на тесной взаимосвязи двигательных упражнений, речевого материала и музыкального сопровождения, система логоритмики является наиболее эмоциональным и творческим разделом логопедической деятельности и самыми разнообразными способами может применяться для развития просодической стороны речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедической ритмики, как средства для развития просодической стороны речи детей

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

В старшем дошкольном возрасте особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. На 5-ом году жизни речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче. И в повседневной жизни, и в непосредственно образовательной деятельности продолжается работа над интонационной выразительностью речи.

Можно отметить и другие особенности речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (например, сонорные р, л и шипящие), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Недостаточная сформированность мелодико-интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влечёт за собой определённые изменения личности, т.е. ведёт к возникновению у детей комплексов, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

К активной форме развития речевых навыков и умений и неречевых способностей детей относится логопедическая ритмика, в методику которой заложена взаимосвязь двигательных упражнений, сопровождаемых музыкальным оформлением и произнесением речевого материала. Эмоциональное влияние и игровые приемы способствуют более глубокому, образному восприятию и запоминанию полученных в процессе проведения логоритмической деятельности знаний и умений. Раскрепощение поведения детей и снижение каких-либо комплексов развивают коммуникативные способности. Яркая, образная, интонационно-окрашенная речь, которая формируется как раз под влиянием методики логоритмики, влияет на развитие творческого мышления детей.

В процессе развития речи дети овладевают не только фонетическими, лексическими, грамматическими навыками, но и коммуникативными умениями, необходимыми для общения детей друг с другом и со взрослыми. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания. Для формирования полноценной личности и налаживания социальных контактов важное значение имеет воспитание звуковой культуры речи. Конечно же, воспитание звуковой культуры речи не сводится только к формированию правильного звукопроизношения. Звуковая культура речи предполагает воспитание орфоэпических норм, в состав которых входит как произношение, так и ударение - явление именно устной речи. А русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения. Другие стороны звуковой культуры речи – это формирование выразительности речи, выработка дикции. Владение средствами речевой выразительности проявляется в умении пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разными интонациями. Воспитание звуковой культуры речи – это и часть этикета.

Выразительность является важным качеством детской речи. Выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна. Выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности, которая является отражением отношения ребенка к миру. Он не осознает и не контролирует ее. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

Воспитание звуковой культуры речи подразумевает фонетико-интонационную сторону выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Для связной речи важна интонационно-звуковая выразительность. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи. Умея правильно произносить звуки, ребенок может говорить небрежно, невнятно, невыразительно из-за плохой дикции или же, не владея дыханием в процессе речи, терять звучность голоса, «захлебываться». По мере овладения артикуляционным аппаратом происходит формирование естественного темпа речи.

Итак, для устной речи, наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодическая сторона речи - совокупность ритмико-интонационных свойств речи, определяющих выразительность, разборчивость речи, эмоциональное воздействие в процессе коммуникации и несущих определенную семантическую нагрузку.

Основной составляющей просодии является интонация. Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания и определяют, как совокупность просодических компонентов (просодем): тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.

Все компоненты просодической стороны речи, можно отнести и к музыке. А значит музыкальное сопровождение, имеющее огромное эмоциональное влияние и самые разнообразные средства выразительности, в сочетании с движением самым замечательным образом способствуют развитию просодической стороны речи.

Основанная на тесной взаимосвязи двигательных упражнений, речевого материала и музыкального сопровождения, система логоритмики является наиболее эмоциональным и творческим разделом логопедической деятельности и самыми разнообразными способами может применяться для развития просодической стороны речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

При проведении логопедических занятий хочется  разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...

Методическая разработка мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»

В разработке раскрыты приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация на мастер-классе для родителей....

Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до...

Развитие просодической стороны речи на логопедических занятиях

Актуальной проблемой у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи (силы голоса, темпа, ритма, интонации и выразительности).На своих занятиях я активно использую...