Конспект НОД . Дательный падеж имён существительных.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Ведущий признак общего недоразвития речи - аграмматизм (проявление недостаточной сформированности грамматического строя речи).У детей с ОНР нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании разлиных частей речи. Не требуется, чтобы дошкольники знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они практически улавливали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществить перенос на самостоятельно смоделированное предложение. Вашему вниманию предлагаю конспект занятия  по употреблению формы дательного падежа существительных единственного  числа без предлога для детей старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datelnyy_padezh.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушением речи системного характера

(лексико-грамматические компоненты речи)

Тема. Дательный падеж имён существительных.

Цель: употребление формы дательного падежа существительных в единственном числе без предлога.

Задачи.

  • Активизировать предметный, предикативный, качественный словарь детей.
  • Образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже, соблюдая падежное окончание.
  • Формировать навык отвечать на вопрос кратким и полным ответом.
  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок.
  • Развивать зрительное восприятие (наложенные изображения).
  • Развивать творческое воображение детей.
  • Воспитывать культуру общения; любовь и заботливое отношение к животным.

Оборудование: «чудо-дерево» с контурами наложенных изображений, маски диких животных, игрушки (рыбка, косточка, ягоды, гриб, морковка, орехи, колоски), интерактивная доска с презентацией «Дикие животные», запись музыки «В гостях у сказки».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

«Доброе утро в ладошку».

 - Кому Данила пожелал «доброе утро»? – Рите. (Ответив, ребёнок  садится на стульчик.)

  1. Введение в тему.

- Догадайтесь, кто у нас в гостях: Хочет с детства эта птица

                                                               Стать известною певицей.

                                                                День и ночь неугомонно

                                                                «Кар-кар-кар!» - поёт …

- Каркуша просит вас помочь ей ответить на сложные вопросы. Вы поможете?После ответа на экране открывается картинка.

- Кому нужны короткий хвост и длинные уши?

- Кому нужны острые когти и кисточки на ушах?

- Кому необходимы пушистый мех и длинный хвост?

- Кому нужны иголки на теле? Зачем ежу иголки?

-  Кому нужны сильные лапы и бурый мех?

- Кому нужны острые зубы и гладкая шерсть?

  1. Путешествие в сказку.

- Каркуша благодарит вас за помощь. Теперь ей всё понятно. За это она предлагает вам сказочное путешествие. Вы хотите узнать куда? Спросите у Каркуши.   Дети задают вопрос Каркуше.

- Чтобы отправиться на волшебную поляну, надо превратиться в диких животных.

-Как вы думаете, а как нам превратиться в диких животных?

- Конечно, надо надеть маски животных и показать их движения.

- Кто это? – Медведь. – Кому дадим медведя? и т.д. (Логопед достаёт по одной маске и предлагает их детям.)

- А теперь: один, два, три – повернись и в диких животных превратись!

  1. «Чудо-дерево».

- Здравствуйте мои лесные друзья. Я узнала, что на волшебной поляне выросло «чудо-дерево». Вы хотите на него посмотреть? Тогда в путь! Дети передвигаются по группе, имитируя движения животных.

- Вот оно – чудо-дерево. Что-то непонятное тут выросло. (Дети изображают удивление.)

- А почему его назвали чудо-деревом?

- Что растёт на дереве? (Дети называют изображённые предметы, на стол выставляются игрушки этих предметов.)

- А вы догадались, кому нужны эти предметы?

- Морковка нужна зайчику. Почему? (Ребёнок даёт полный ответ.)

- Все животные получили свои лакомства?

- Уселись они за стол и устроили пир на весь мир. А нам пора возвращаться домой. Подойдите ко мне: один, два, три – повернись и в ребяток превратись!

  1. Заключение.

- Ребята, где мы были?

- Что видели?

- Кому помогали?

- Вам понравились волшебные превращения?

- На память о нашем путешествии Каркуша дарит вам картинки. Раскрасьте их и расскажите, кому можно подарить эти угощения.

- А теперь попрощайтесь с Каркушей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы "Дательный падеж имен существительных"

Конспект занятия для старшей группы "Дательный падеж имен существительных"...

Презентация к логопедическому занятию " Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе."

Представлены игры, которые побуждают ребенка  правильно формулировать и употреблять существительные в дательном падеже, развивают память....

конспект занятия по развитию грамматического строя речи. Тема: "Словоизменение имён существительных творительного и родительного падежей с предлогами"

Цель: формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.Задачи: - закреплять умение правильно употреблять предлоги "над, за, перед" и наречия "справа, слев...

Конспект логопедического занятия "Дательный падеж имени существительного"

Занятие направлено на совершенствование лексико-грамматических представлений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»

Представлен конспект  фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние  животные"  дети осваивают форму дат...

Автоматизация звука /ЛЬ/ при образовании форм множественного числа Родительного падежа имён существительных.

Речевой материал предназначен для автоматизации звука /ЛЬ/ при обучении дошкольников образованию форм множественного  числа Родительного падежа имён существительных. Материал разбит на разделы, в...

Обучение дошкольников словоизменению: формы имён существительных во множественном числе Именительном падеже, оканчивающихся на -Я и Родительном падеже, оканчивающихся на -ЕВ.

Методическая разработка содержит в себе речевой материал и изображения соответствующих предметов для обучения дошкольников словоизменению путём аналогии (трудные случаи)....