Автоматизация звука /ЛЬ/ при образовании форм множественного числа Родительного падежа имён существительных.
методическая разработка по логопедии
Речевой материал предназначен для автоматизации звука /ЛЬ/ при обучении дошкольников образованию форм множественного числа Родительного падежа имён существительных. Материал разбит на разделы, включающие в себя формы слов с окончанием -ОВ, -ЕВ и с нулевым окончанием. Каждый раздел имеет два блока: слова без оппозиционных звуков (Р,РЬ) и болк со словами имеющими свистящие и шипящие звуки ( и по-прежнему без оппозиционных звуков). Также при очерёдности слов учитываетя ударный слог. Данные принципы подбора материала позволяют детям образовываать новые формы слов по аналогии, что значительно облегчает образовательный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образование форм множественного числа родительного
падежа имён существительных с окончанием – ОВ
при автоматизации звука /ЛЬ/.
Предлагаемый ход работы:
1 вариант. Взрослый: Люк (люки). Много чего? Ребёнок: Много люков.
2 вариант. Взрослый: - У меня люк. У тебя люк. У нас что?
Ребёнок: – Люки.
Взрослый: - У нас много чего? Ребёнок: - Много люков.
Слова без оппозиционных звуков | Слова со свистящими и шипящими звуками |
лифт – лифты – лифтов плед – пледы – пледов клён – клёны – клёнов лютик – лютики – лютиков налёт – налёты – налётов полёт – полёты – полётов билет – билеты – билетов налим – налимы – налимов лимон – лимоны – лимонов бульдог – бульдоги – бульдогов дельфин – дельфины – дельфинов
хлеб – хлеба – хлебов блин – блины – блинов кулёк – кульки – кульков малёк – мальки – мальков уголёк – угольки – угольков мотылёк – мотыльки – мотыльков фитилёк – фитильки – фитильков ледник – ледники – ледников | слёт – слёты – слётов взлёт – взлёты – взлётов плюс – плюсы – плюсов слепок – слепки – слепков слиток – слитки – слитков взгляд – взгляды – взглядов хлястик – хлястики – хлястиков самолёт – самолёты – самолётов
полюс – полюса – полюсов лесник – лесники – лесников василёк – васильки – васильков леденец – леденцы – леденцов лепесток – лепестки – лепестков шлем – шлемы – шлемов лётчик – лётчики – лётчиков мальчик – мальчики – мальчиков пальчик – пальчики – пальчиков кошелёк – кошельки – кошельков |
Образование форм множественного числа родительного
падежа имён существительных с окончанием – ЕЙ
при автоматизации звука /ЛЬ/.
Предлагаемый ход работы:
1 вариант. Взрослый: Боль (боли). Много чего?
Ребёнок: Много болей.
2 вариант. Взрослый: - У меня боль. У тебя боль. У нас что?
Ребёнок: – Боли.
Взрослый: - У нас много чего? Ребёнок: - Много болей.
Слова без оппозиционных звуков | Слова со свистящими и шипящими звуками |
ель – ели – елей мель – мели – мелей ливень – ливни – ливней китель – кители – кителей олень – олени – оленей метель – метели – метелей панель – панели – панелей тюлень – тюлени – тюленей деталь – детали – деталей педаль – педали – педалей колено – колени – коленей ноль – ноли – нолей мотыль – мотыли – мотылей фитиль – фитили – фитилей бутыль – бутыли – бутылей лебедь – лебеди – лебедей тополь – тополя – тополей | соль – соли – солей кисель – кисели – киселей костыль – костыли – костылей
цель – цели – целей газель – газели – газелей мозоль – мозоли – мозолей фестиваль – фестивали – фестивалей воспитатель – воспитатели – воспитателей щель – щели – щелей ключ – ключи – ключей шмель – шмели – шмелей плющ – плющи – плющей соболь – соболи – соболей
пляж – пляжи – пляжей шинель – шинели – шинелей |
Образование форм множественного числа родительного падежа
имён существительных с нулевым окончанием
при автоматизации звука /ЛЬ/.
Предлагаемый ход работы:
1 вариант. Взрослый: Липа (липы). Много чего? Ребёнок: Много лип.
2 вариант. Взрослый: - У тебя липа. У меня липа. У нас что?
Ребёнок: – Липы.
Взрослый: - У нас много чего? Ребёнок: - Много лип.
Слова без оппозиционных звуков | Слова со свистящими и шипящими звуками |
пуля – пули – пуль воля – воли – воль бляха – бляхи – блях фляга – фляги – фляг пальма – пальмы – пальм плита – плиты – плит телега – телеги – телег поляна – поляны – полян неделя – недели – недель легенда – легенды – легенд
вафля – вафли – вафель | лиса – лисы – лис слеза – слёзы – слёз линза – линзы – линз слива – сливы – слив клякса – кляксы – клякс улица – улицы – улиц лисица – лисицы – лисиц шляпа – шляпы – шляп лицо – лица – лиц блюдо – блюда – блюд колёсо – колёса – колёс блюдце – блюдца – блюдец |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Автоматизация звука -Р- в игровой форме "Порычим как собака"
Данная презентация даёт возможность логопеду, родителям в интересной игровой форме закрепить произношение звука -Р-, а также закрепить полученные знания на занятиях с логопедом....
Обучение дошкольников словоизменению: формы имён существительных во множественном числе Именительном падеже, оканчивающихся на -Я и Родительном падеже, оканчивающихся на -ЕВ.
Методическая разработка содержит в себе речевой материал и изображения соответствующих предметов для обучения дошкольников словоизменению путём аналогии (трудные случаи)....
Конспект НОД . Дательный падеж имён существительных.
Ведущий признак общего недоразвития речи - аграмматизм (проявление недостаточной сформированности грамматического строя речи).У детей с ОНР нередки ошибки при употреблении падежных оконч...
Автоматизация звука Л при образовании сравнительных прилагательных.
Дидактический материал содержит варианты слов для образования сравнительных прилагательных с помощью суфиксов -ЕЕ и -Е, исключающие звуки Р и РЬ. Также отдельно представлены варианты слов,...
«Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»
Цели для педагога:-Уточнять и закреплять словарный запас детей по теме «Дикие животные и их детёныши», продолжать учить образовывать форму винительного и творительного падежей имён существ...