Автоматизация звука /ЛЬ/ при образовании форм множественного числа Родительного падежа имён существительных.
методическая разработка по логопедии

Логопед51

Речевой материал предназначен для автоматизации звука /ЛЬ/ при обучении дошкольников образованию форм множественного  числа Родительного падежа имён существительных. Материал разбит на разделы, включающие в себя формы слов с окончанием  -ОВ, -ЕВ и с нулевым окончанием. Каждый раздел имеет два блока: слова без оппозиционных звуков (Р,РЬ) и болк со словами имеющими свистящие и шипящие звуки ( и по-прежнему без оппозиционных звуков). Также при очерёдности слов учитываетя ударный слог. Данные принципы подбора материала позволяют детям образовываать новые формы слов по аналогии, что значительно облегчает образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Образование форм множественного числа родительного  

           падежа  имён   существительных с окончанием ОВ

                             при автоматизации звука /ЛЬ/.

Предлагаемый ход работы:

1 вариант.   Взрослый: Люк (люки). Много чего? Ребёнок: Много люков.

2 вариант.   Взрослый: - У меня люк. У тебя люк. У нас что?    

                     Ребёнок: – Люки.

                    Взрослый: - У нас много чего?  Ребёнок: - Много люков.

Слова без оппозиционных звуков

Слова со свистящими и шипящими звуками

лифт – лифты – лифтов                                           плед – пледы – пледов                                            клён – клёны – клёнов                                                 лютик – лютики – лютиков

налёт – налёты – налётов                              

полёт – полёты – полётов                                    билет – билеты – билетов  

налим – налимы – налимов

лимон – лимоны – лимонов

бульдог – бульдоги – бульдогов                                                                    

дельфин – дельфины – дельфинов

                                 

 хлеб – хлеба – хлебов                                                                

блин – блины – блинов                                                                                                                                                                          

кулёк – кульки – кульков                             малёк – мальки – мальков                              уголёк – угольки – угольков

мотылёк – мотыльки – мотыльков

фитилёк – фитильки – фитильков

ледник – ледники – ледников

слёт – слёты – слётов                                                

взлёт – взлёты – взлётов                                           плюс – плюсы – плюсов                                  слепок – слепки – слепков

слиток – слитки – слитков

взгляд – взгляды – взглядов

хлястик – хлястики – хлястиков                    

самолёт – самолёты – самолётов                  

                           

полюс – полюса – полюсов

лесник – лесники – лесников                         василёк – васильки – васильков  

леденец – леденцы – леденцов

лепесток – лепестки – лепестков                                                  

шлем – шлемы – шлемов

лётчик – лётчики – лётчиков                                    

мальчик – мальчики – мальчиков                

пальчик – пальчики – пальчиков               кошелёк – кошельки  – кошельков  

       Образование форм множественного числа родительного    

            падежа имён существительных с окончанием – ЕЙ  

                          при автоматизации звука /ЛЬ/.

 Предлагаемый ход работы:

1 вариант.   Взрослый: Боль (боли). Много чего?

                     Ребёнок: Много болей.

2 вариант.  Взрослый: - У меня боль. У тебя боль. У нас что?            

                   Ребёнок: – Боли.

                  Взрослый: - У нас много чего?  Ребёнок: - Много болей.

Слова без оппозиционных звуков

Слова со свистящими и шипящими звуками

ель – ели – елей

мель – мели – мелей                                               ливень – ливни – ливней  

китель – кители – кителей

олень – олени – оленей  

метель – метели – метелей                    

панель – панели – панелей

тюлень – тюлени – тюленей                                

деталь – детали – деталей    

педаль – педали – педалей

колено – колени – коленей

ноль – ноли – нолей  

мотыль – мотыли – мотылей

фитиль – фитили – фитилей                  

бутыль – бутыли – бутылей                    

лебедь – лебеди – лебедей

тополь – тополя – тополей                            

соль – соли – солей

кисель – кисели – киселей

костыль – костыли – костылей

                                                                 

цель – цели – целей

газель – газели – газелей                                                            

мозоль – мозоли – мозолей

фестиваль – фестивали – фестивалей

воспитатель – воспитатели – воспитателей  

щель – щели – щелей                                                   ключ – ключи – ключей                                          

шмель – шмели – шмелей

плющ – плющи – плющей

соболь – соболи – соболей  

                                                             

пляж – пляжи – пляжей

шинель – шинели – шинелей

    Образование форм множественного числа родительного падежа  

              имён существительных с нулевым окончанием  

                           при автоматизации звука /ЛЬ/.  

 Предлагаемый ход работы:

1 вариант.   Взрослый: Липа (липы). Много чего? Ребёнок: Много лип.

2 вариант.  Взрослый: - У тебя липа. У меня  липа. У нас что?            

                   Ребёнок: – Липы.

                  Взрослый: - У нас много чего?  Ребёнок: - Много лип.

Слова без оппозиционных звуков

Слова со свистящими и шипящими звуками

пуля – пули – пуль                                                            

воля – воли – воль

бляха – бляхи – блях

фляга – фляги – фляг

пальма – пальмы – пальм

плита – плиты – плит

телега – телеги – телег                                                      

поляна – поляны – полян                                                  

неделя – недели – недель                                            

легенда – легенды – легенд

                                           

вафля – вафли – вафель

лиса – лисы – лис                  

слеза – слёзы – слёз          

линза – линзы – линз                                                                                              

слива – сливы – слив                  

клякса – кляксы – клякс

улица – улицы – улиц                                                        

лисица – лисицы – лисиц                                              

шляпа – шляпы – шляп

лицо – лица – лиц                                                          блюдо – блюда – блюд

колёсо – колёса – колёс                                        блюдце – блюдца – блюдец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Автоматизация звука -Р- в игровой форме "Порычим как собака"

Данная презентация даёт возможность логопеду, родителям в интересной игровой форме закрепить произношение звука -Р-, а также закрепить полученные знания на занятиях с логопедом....

Обучение дошкольников словоизменению: формы имён существительных во множественном числе Именительном падеже, оканчивающихся на -Я и Родительном падеже, оканчивающихся на -ЕВ.

Методическая разработка содержит в себе речевой материал и изображения соответствующих предметов для обучения дошкольников словоизменению путём аналогии (трудные случаи)....

Конспект НОД . Дательный падеж имён существительных.

  Ведущий признак общего недоразвития речи - аграмматизм (проявление недостаточной сформированности грамматического строя речи).У детей с ОНР нередки ошибки при употреблении падежных оконч...

Автоматизация звука Л при образовании сравнительных прилагательных.

Дидактический материал содержит варианты слов  для образования сравнительных прилагательных с помощью суфиксов  -ЕЕ и -Е, исключающие звуки Р и РЬ. Также отдельно представлены варианты слов,...

«Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»

Цели для педагога:-Уточнять и закреплять словарный запас детей по теме «Дикие животные и их детёныши», продолжать учить образовывать форму винительного и творительного падежей имён существ...