Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме
в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Р.Р.Шипунова, учитель-логопед
МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»
«Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста»
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка успешного обучения в школе.
В качестве основных показателей готовности к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.
У детей с общим недоразвитием речи формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающей деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости.
Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Отслеживая адаптацию бывших воспитанников к школе и беседуя с учителями начальных классов пришла к выводу, что одна треть учеников слабо успевает по русскому языку. Ученые установили зависимость между состоянием речевого развития и возможностью усвоения школьных знаний.
У детей, которые в дошкольном возрасте имели общее недоразвитие речи, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи:
- Недостаточное понимание и употребление на письме понятий и правил русского языка
- Затруднения в планировании своей деятельности
- Затруднения в использовании знаково-символических действий
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления
Использование в коррекционной работе развивающих технологий Л.Л.Тимофеевой, А.И.Уман позволяет заложить основы формирования обобщенных навыков и навыков развития важнейших психических характеристик, определяющих основные линии развития ребенка:
- Произвольность поведения;
- Овладение средствами познавательной деятельности;
- Децетрацию поведения (интересы других);
- Мотивационное развитие познавательной деятельности.
Сформировать умения:
- Умение включаться в достойные виды общения и взаимодействовать с другими людьми
- Речевые умения и способности:
● Фонетические и грамматические умения;
● Регулятивная функция речи (выполнение действий по словесной
инструкции);
● Коммуникативная функция речи (описание предметов, впечатлений,
событий, понимание сообщений)
●Знаково-символическая деятельность (умение обозначать различными
знаками события и явления, выполнять действия по схематизации и
моделированию);
●Простые логические умения (выделение свойств и признаков предметов,
классификация их по разным основаниям);
- Двигательные умения (выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией, развитие «тонкой моторики»).
Основой успешного развития воспитанников является коррекция речи. Есть два пути решения проблемы:
- посещение воспитанниками логопедических занятий;
- привлечение родителей и социума в коррекционно-образовательный процесс.
Логопедическое занятие несет в себе основную функцию коррекции речи.
Особенности занятий с использованием развивающих технологий:
- Использование различного предметного материала;
- Широкий спектр средств окружающей действительности;
- Воспитательный, личностно-развивающий эффект;
- Проживание отдельных ситуаций;
- Включение ребенка в различные виды деятельности.
Структура построения занятий:
Традиционное занятие | Сценирование занятий |
|
|
На занятиях использую элементы различных видов деятельности: игра, наблюдение, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, слушание музыкальных произведений, литературно-языковая деятельность, общение. В рамках названных видов деятельности осуществляется подбор и компоновка различных видов заданий, основанных на принципах формирования у детей дошкольного возраста умений и навыков, а также закономерностях развития речи.
Необходимость формирования и развития познавательной мотивации определяет структуру каждого из занятий. На определенном этапе работы в рамках общего сюжета занятия возникает некая проблема, определяющая цель дальнейшей работы. Дети осознают цель, находят вместе с педагогом решение данной проблемы, отслеживают поэтапное продвижение к ней, свои достижения на этом пути. Таким образом, возникает внутренняя мотивация, связанная непосредственно с процессом обучения, основанная на желании найти отгадку, научиться чему-либо.
Формирую общеучебные навыки и умения современными методами и приемами, направленными на развитие памяти, внимания, мышления.
Считаю, что высокий уровень развития этих психических процессов делает процесс коррекции речи более успешным.
В работе над звукопроизношением, различением фонем использую символы звуков (по Т.А.Ткаченко). Знаки символизируют оральный образ звука (для гласных) или соотносятся с каким-либо реальным предметом (для согласных). Кроме того, использую символы для составления характеристики звука.
Использую символы и схемы в работе над усвоением предложно-падежных конструкций (схемы предлогов, схема предложения).
Для формирования логических умений использую прием выкладывания последовательностей, серий (Кто кем был раньше? Прошлое, настоящее, будущее) беседы – рассуждения : «что произошло бы, если…», выделение 4-лишнего по заданному признаку.
Одним из основных методов в работе с воспитанниками с ОНР является метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представлять абстрактные понятия. Это особенно важно, поскольку мыслительные задачи у воспитанников с ОНР решаются с преобладанием внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В работе на словообразованием использую словообразовательные модели, развивающие пособия: разноцветные вкладыши Родиной. При обучении составлению рассказов по картине мне помогают следующие приемы: установление взаимосвязей между изображенными предметами, описание изображенного средствами символической аналогии, представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами, придумывание загадок на основе выделенных признаков и свойств предметов.
Использование на занятиях индивидуального раздаточного материала из рабочих тетрадей различного уровня сложности позволяет осуществить дифференцированный подход и оценить степень усвоения воспитанниками учебного материала. Анализируя работу на индивидуальных листах, отмечаю умение работать по инструкции педагога, умение соотносить схему и реальный предмет, умение производить действия во внутреннем умственном плане.
Помимо оценки отдельных заданий или этапов работы, предлагаю воспитанникам восстанавливать весь ход занятия и анализировать все занятие опираясь на графический план занятия или наглядные результаты деятельности.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о главной цели дошкольного образования – развитие детей. Развитие – это умение добывать знания, использовать их в нестандартной ситуации. Развитие – это умение осознавать свое незнание, и считаю, что мои занятия направлены не только на коррекцию речи, но и на развитие моих воспитанников.
Для меня важно, чтобы воспитанник на этапе выпуска в школу не только имел сформированное звукопроизношение, владел связной, грамматически правильной речью, но и владел учебными умениями:
- действия на основе речевого планирования
- простые действия по схематизации и моделированию
- выделение свойств предметов, классификация их по разным признакам
В основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением, т.е. процессу овладения детьми фонематической системой языка, ее лексическим составом грамматической структурой придается осознанный характер. У воспитанников развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых факторов.
Вернемся ко второму пути решения проблемы.
Внедрение нетрадиционных приемов работы позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе, как ведущее условие социализации ребенка.
Успешная коррекция речи невозможна без привлечения социума:
- педагогов
- родителей
- специалистов ДОУ
Для более эффективной работы с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» - это новая форма сотрудничества, которая позволяет мне обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками с ОНР. Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на Психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Работа с родителями носит систематический характер, определен день индивидуальных консультаций. В течение двух последних лет работает родительский клуб «Лесенка успеха», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях полученных на занятиях навыков. Такая работа позволяет сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и поможет организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.
Информационный стенд «Советы логопеда» адресован родителям воспитанников всех возрастных групп. Он содержит информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, поможет определиться, какие вопросы можно задать на консультации у логопеда, какую позицию занять в общении с малышом. Считаю, что тесная взаимосвязь в работе учитель-логопед и родитель является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии воспитанников.
Традиционным является проведение в конце учебного года «Праздника Азбуки», посвященного Дню славянской письменности. Праздник проводится с выпускниками детского сада совместно с педагогом по обучению грамоте, учителями начальных классов. Является своеобразным итогом коррекционной работы за 2 года. На праздник приглашаются родители, учителя, сотрудники ДОУ.
Сравнительный анализ уровня развития речи воспитанников за последние два года показывает стабильную положительную динамику, что дает мне право говорить о достаточном уровне коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Использование игровых и развивающих технологий в коррекции речевых нарушений при реализации ФГОС.
В работе освещены методы и приемы в организации педагогического процесса в форме различных игр, применение игровых технологий в образовательном процессе....
«Использование компьютерно-игровых технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников»
консультация...
Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности"
Авторская технология по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в интегрированной деятельности педагогов....
Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегративной художественной деятельности»
В основу интеграции положены разные виды художественной деятельности на фоне разнообразной речевой активности дошкольников....
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...
Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
Этот материал подойтет для написания самоотчета по теме самообразования...
- Мне нравится (1)