Звук и буква И
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_i.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Звук и буква И

Цель: Знакомство детей со звуком и буквой И.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • дать понятие о механизме образования звука И;
  • закрепить правильную артикуляцию звука.
  • продолжать учить определению позиции звука И в словах.
  • продолжать упражнять в звуковом анализе из 3-х гласных.
  • продолжать упражнять в делении слов на слоги.
  • учить детей выделять звук И из состава слогов, слов, предложений;
  • учить печатать букву  И.

коррекционно-развивающие:

  • работать над развитием фонематических процессов;
  • работать над развитием дыхания, голоса;

коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать бережное отношения к деревьям и природе в целом.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, профили артикуляции звука, предметные картинки со звуком И (в начале, середине и конце слова), звуковички. 

Интеграция: Социально-коммуникативная конструирование из палочек буквы И. Физическое развитие: Физминутка  «Дождик».

Здоровьесбережение: Физическое развитие: дыхательная гимнастика,  пальчиковая гимнастика, массаж лица, упражнение для  мимических мышц, артикуляционная гимнастика  и  Физминутка  «Дождик».  

Ход занятия

1.Организационный момент.

Назвать слова со звуком у и звуком а (игра с мячом)

Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1).Общее расслабление

 Мы хлопаем руками: хло - хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами; топ-топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.

2).Развитие общей моторики . Развитие общей моторики

Листья осенние

тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся,

Приседают.

И под ногами

шуршат, шелестят,

Движения руками вправо,
влево,

Будто опять

закружиться хотят.

Поднимаются, кружатся.

3). Развитие мелкой моторики,

На березе, на осина
Догорели листья...

Поочередно сильно сжать
пальцы на правой, левой
руках,

Дунул ветер, и рябина
Уронила кисти...

Разжать и тихонько положите но стол руки.

Дождик моет желтый луг
Ржавый и шершавый
И земля вздыхает:

Положи кисти правой, а затем левой руки.

Отдохну, пожалуй-

Спокойно положить руки

на стол.

4).Массаж лица:

—        поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

—        поглаживание от средней линии подбородка к  ушным раковинам;

поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

поглаживание носа от кончика к переносице;

поглаживание от уголков губ к ушам;

«пальцевой душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5).Развитие мимических мышц.

Улыбнулись.

Огорчились.

Удивились.

Рассердились.

6).Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

для челюсти: имитация жевания;

для губ: «колесико», удержать губами соломинку;

для языка: «иголочка» - «лопаточка».

7).Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

Рука на диафрагме.

Голосовые упражнения:

ИИИИ    АУИ      АУИАУИАУИ

шумный выдох

стоя        пауза

2. Введение в тему.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком И.

1).Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное произношение звука И с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Характеристика звука И (с опорой на схему). Звук И гласный' — воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется, обозначается
фишкой красного цвета.

2)«Звуковичок» (см. «Звук [у]»).

• «Где звук?» (См. «Звук [а]».)

• «Какой звук потерялся?»

...зюм, ...голка, ...грушка, ...ндюк, ...риска, ...гра, ...скра, ...мя, ...ва.

3).Развитие фонематического слуха. Игра «Будь внимателен»

-Я буду называть звуки, слоги и слова, а вы, как только услышите звук «и», хлопните.

-А, у, и, у, э, у, а.

-ип, ок, ук, на, ву, ут, му ти…па ин

-Улица, ослик, ужин, акация, путь, буквы, арбуз, апельсин….

Аня, Инна, Ира, Алла, Оля, Ирина, Антон, Иванушка

4). Определение места звука в названии картинок ,выставленных на доске.

5). Дидактическая игра «Один – много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много:

нога — ноги, утюг — утюги, рука — руки, конь — кони и т. д.

6). «Чего не стало?» На доске — картинки. Логопед незаметно для детей убирает одну из них и спрашивает: «Чего не стало?» При ответе дети должны выделить звук [и]: игрушки, иголки, ириски, индюшки, ивушки, Иванушки, иволги, изгороди.

7) Звуковой анализ слова КИТ: сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, назови второй, назови последний звук.

8) Составление предложений со словами, в которых присутствует звук И, деление их на слова, запись графической схемы.

Физкультминутка.«ДОЖДИК» (Координация речи и движения)

К нам на длинной тонкой ножке     (Прыжки на одной ноге по кругу.)  

Скачет дождик по дорожке.              

 

В лужице – смотри, смотри! –          (Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри.                             ритмичные приседания.)

 

Стали мокрыми цветы.                       (Руки верх потряхивания кистями.)

 

Мокрый серый воробей                      (Встали, руки вдоль тела, потряхивания

Сушит пёрышки скорей.                      кистями.)

 

9).Соотношение звука с буквой.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? — Три!

А какая буква? — И.

Отыскивание буквы И в разрезной азбуке.

Печатание буквы в тетрадях.

3.Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....