Конспект занятия "По дороге знаний"
план-конспект занятия по логопедии

Валитова Регина Илдаровна

Тема занятия: «По дороге знаний»

Цель: активизировать грамматический, лексический и фонематический строй речи.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать работу по согласованию существительных с числительными;

-дать представление о понятии многозначные слова (слова-братья)

-активизировать словарь прилагательных и  глаголов через восприятие;

- продолжать заучивать стихи нетрадиционным методом 

Развивающие:

- развивать общую моторику;

-развивать словесно-логическое и вербальное мышление;

-  развивать фонематический синтез;

- развивать фонематические представления.

- развивать любознательность и познавательный интерес детей

Воспитывающие:

-воспитывать положительные нравственные качества (согласованность, ответственность, взаимопомощь)

- формировать интерес к занятиям по развитию речи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pravl.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: Развитие речи

Тип занятия: интегрированное

Форма организации: Игра-путешествие

Тема занятия: «По дороге знаний»

Цель: активизировать грамматический, лексический и фонематический строй речи.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать работу по согласованию существительных с числительными;

-дать представление о понятии многозначные слова (слова-братья)

-активизировать словарь прилагательных и  глаголов через восприятие;

- продолжать заучивать стихи нетрадиционным методом  

Развивающие:

- развивать общую моторику;

-развивать словесно-логическое и вербальное мышление;

-  развивать фонематический синтез;

- развивать фонематические представления.

- развивать любознательность и познавательный интерес детей

Воспитывающие:

-воспитывать положительные нравственные качества (согласованность, ответственность, взаимопомощь)

- формировать интерес к занятиям по развитию речи

1.Вводная часть:

  1. Приветствие. Создание эмоционального фона:

Белоснежка: «Здравствуйте, ребята!

По дорожке лесной  я к вам  спешила

Любовалась, как природа вокруг  хороша

Ах, как  солнце ярко светило

Но моя грустила  душа.

И таким своим настроением  

Не могу поделиться с вами.

 Вы мне дети скорей  улыбнитесь,

 Ведь улыбка сравнима с чудесами.

Спасибо, ребятки, ваши улыбки подняли мне настроение.

  1. Игра «Знакомство»:
  • «Милые детишки

девчонки и мальчишки

Встаньте скорее в круг

Я ваш  новый добрый друг

В гости я пришла не зря

Очень мне нужны друзья!

  • Я белокура и добра

Живу в лесу я не одна

Семь друзей есть у меня

Отгадайте, кто же я?

Вот какие молодцы,

  • А теперь представьтесь вы!

 Мяч скорее лови - имя своё назови

  • Как много теперь у меня друзей.

С вами хочу поделиться бедой своей

Гномы мои потерялись

Они одни в зимнем лесу оказались

Дорогу знаний решили сами найти

Чтобы в школу правильной речи быстрее прийти.

Помогите дети мне скорей

С бедою справиться  моей

Трудностей не боитесь друзья? (нет)

Тогда в путь, а с вами и я.

2.Основная часть:   (дети стоят)

Одним нам будет трудно найти гномов в зимнем лесу, а того,  кто нам поможет, вы сейчас узнаете. Послушайте загадку:

Чьи рисунки на окне, 
Как узор на хрустале? 

Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей?  (мороз)

Да, у  Мороза Ивановича  есть волшебный экран, который поможет нам. Давайте обратимся к Морозу Ивановичу «Раз, два, три Морозушка помоги»

 (1 Картинка Мороза Ивановича)

Мороз: кто меня побеспокоил?

 Белосн.: Это я Белоснежка, а со мной ребята. Мы идём искать гномов. Укажи нам путь

Мороз: Хорошо я вам дам подсказку. Она находится в рукавичке.

Белосн: Спасибо! Посмотрите   вот она. Что же там.  А здесь разрезные  картинки

Давайте их соберём. Нам надо разделиться на пары.

1.«Собери  разрезные картинки». «Времена года» На развитие логического мышления

(Достаём, собираем картинки о временах года).

 Здесь где-то есть подсказки. Посмотрите внимательно на картинки. На всех картинках лес. Какое сейчас время года? (Зима)  Значит подсказка здесь. (на обратной стороне линейный рисунок костра)

Белосн.: Вы, наверное, уже догадались, что искать гномов нужно у костра. Идёмте дальше. (змейкой)

Чтоб в лесу не потеряться

 И со следа не сбиваться

друг за другом мы пойдём

 И всех гномиков найдём

(Сажаю детей на пеньк, а сама включаю экран)

2.Упражнение для активизации словаря

 (2.картинка с заснеженным лесом)

Белосн.: Ребята, посмотрите какой красивый лес вокруг. Давайте присядем на пенёчки и полюбуемся природой. Как много снега. Так и хочется рассказать об этом. А для этого давайте снова разделимся на пары.

Включаю экран

1-ая пара расскажет о том, какая бывает зима?(холодная, снежная, белая, весёлая, красивая)

Включаю экран

2-ая пара о том, какой снег?(белый, скрипучий, мягкий, холодный, блестящий)

Включаю экран

3-я пара о том, что делает мороз? (трещит, рисует, щиплет, кусает, замораживает, морозит)

4-ая пара о том, почему зимой бывает грустно, а почему весело?  (мало корма птицам и животным в лесу, они становятся лёгкой добычей для хищников)

Включаю экран

(3.Озвученная картинка со снегом: снег падает, блестит, скрипит)

-А снег какой? (белый, скрипучий, мягкий, холодный, блестящий, липкий)

-А если много снега, то зима какая? (снежная, белая, холодная, весёлая, красивая, морозная…)

(4.Озвученная картинка о морозе: рисует, трещит)

А мороз что делает? (трещит, морозит, крепчает, рисует, щиплет, кусает, замораживает)

3.Упражнение «Весело-грустно». (теория решения изобретательских задач)

-А зима весёлое или грустное время года? А когда зимой бывает грустно?

(5. картинка больного ребёнка)

-Грустное, потому что холодно, можно простудиться и заболеть, и от этого будет очень грустно.

(6. Картинки «зимние забавы» и «новый год»)

-Весёлое время года, потому что можно кататься на санках, на коньках, на лыжах и ещё потому, что встречаем новый год.

А новый год мы встречаем с лесной красавицей отгадайте загадку.

(7. картинка ёлочки без новогодних игрушек)

4.Знакомство с термином «Многозначные слова»

А вот и лесная хозяйка

Кто она, отгадай-ка?

Вся в снежной шубке

В зелёной яркой юбке

Пушистые ветки – иголочки

А зовётся она - (ёлочка)

А у кого ещё есть иголки?

(8. Картинки ежа,  швейная иголка, медицинская иголка, кактуса. Картинки появляются по одной)

А эти иголки одинаковые или разные?(разные)

Разные, но называются одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы называются слова-братья или многозначные слова.

Мы познакомились с многозначным словом «игла»,  она- то нам и покажет дорогу к гномам.

(Стрелка-игла.)

Белоснежка: Ребята мы знаем, что в лесу могут быть дикие звери , которые тоже любят играть. Давайте и мы с вами  поиграем.

5.Задание на развитие общей моторики. Физ.минутка. «Дикие звери»

Встанем, надо отдохнуть,

             Надо ручками  встряхнуть.

              Поднимайтесь, ручки, вверх,

              Шевелитесь, пальчики, –

               Так шевелят ушками

               Серенькие зайчики.

               Крадемся тихо на носочках,

                Как лисы бродят по лесочку.

                 Волк озирается кругом,

                 И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

 Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень мёда

А где достать – не знал.

6. Задание  на активизацию словаря притяжательных прилагательных. Ребята, посмотрите, как много следов оставили звери.

 Раскладываю следы. Дети разбирают следы. Садятся и рассматривают

(9.На экране появляется след одного животного,  а затем его изображение. Всего 8   животных)

Давайте посмотрим чьи это следы? (дети рассматривают  следы)

  1. Кабаньи следы
  2. А это лиса оставила следы значит это - лисьи следы
  3. А это медведь-шатун проходил и оставил - медвежьи следы
  4. Беличьи следы
  5. Рысьи   следы
  6. Оленьи следы
  7. Это волк оставил свои следы, значит это чьи следы? – волчьи
  8. Это заяц оставил следы, значит  это чьи следы? – заячьи

Белосн: посмотрите какие  торопливые заячьи следы, наверное, он испугался и торопился убежать. Может быть  дело было так:

7.Заучивание стиха с помощью   движений, жестов и мимики.(4-ый раз без движений)Давайте заучим это стихотворение с движением. Дети рассказывают, а я показываю)

Маленький зайчик по лесу бежал       Бегут на месте

Домик уютный себе он искал                      Смотрят по сторонам

Прыгал за белкой, за дятлом скакал  Прыжки подскоки

И на снегу хвостом рисовал.               Виляют хвостиком

Вдруг   на опушке заметив лису         Насторожились

Он задрожал  и скрылся в лесу.          Дрожат и бегут на месте

Дети садятся.

8. Задание на развитие фонематического синтеза

(10 картинка зайца под кустом, 11.картинка лисы в норе)

  Белоснежка: А где скрылся  зайчик и лиса которая за ним бежала, мы сейчас узнаем, если помирим следующие звуки: К, У, С, Т, (под кустом)

 А давайте помирим ещё звуки Н, О, Р,  А(нора)-в норе живёт лиса.

9.Согласование существительных  с числительными. «Считаем веточки»

Ой, как много веточек лежит. Видно это медведь наломал.какбы они пригодились нашим гномам, чтобы развести костёр. Давайте соберём и посчитаем сколько веточек мы нашли.

Одна веточка, две веточки,…пять веточек.

Я вижу в дали костёр яркий. Кто же там у костра греется?

Посмотрите, а вот и наши гномы у костра.

(12 картинка: 7 гномов у костра)

10. Задание на развитие фонематических представлений

 Гномы так торопились в школу, что забыли собрать школьные принадлежности. Давайте  поможем им собрать портфель.

Назовите школьные принадлежности на звук А(азбука)

                            На звук Б(букварь)

                           На звук Т(тетрадь)

                                           На звук П(пенал, портфель)

                                            На звук К(карандаш, книга)

                                      На звук Р(ручка, ранец)

                                           На звук Л(ластик, линейка)

Итог:  Вот и нашли  мы с вами гномов.

Спасибо вам за помощь,  наше путешествие закончилось.

 Но я хочу оставить себе на память дневник впечатлений, помогите мне его заполнить.

 В нём есть картинки того что мы с вами уже видели в лесу.

 Вы должны приклеить эти смайлики  около той картинки, что вам больше всего понравилось или было интересным.

На этом наша встреча заканчивается,  мне очень понравилось с вами путешествовать-теперь у меня появилось много друзей.  

И на память я хочу подарить вам частичку своего сердца.

 До свиданья.

3.Итоговая часть:

1.Рефлексия.

Задание: « Отметте то ,что  понравилось во время путешествия.»

      Дети заполняют дневник наблюдений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект "По дороге знаний"

Конспект занятия "По дороге знаний"...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...