Как работать воспитателю с детьми с ОНР.
статья по логопедии

Сарбантович Нина Владимировна

Об успешности коррекционно - развивающей работы на логопункте нельзя говорить без тесного контакта логопеда и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_vospitatelyu_s_detmi_s_onr.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать воспитателю

с детьми с ОНР

 Работая с детьми, имеющими нарушения речи, воспитатель должен уделять особое внимание развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

 Воспитатель должен также создать доброжелательную обстановку в детском коллективе,  укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных  психофизиологических особенностей детей.

 Воспитатель должен уметь  разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности . Или, напротив , повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости . Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя, в значительном большинстве случаев , предупреждает появление стойких, нежелательных отклонений в поведении , формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи  во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая  необходимую познавательную  и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание  на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

 В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей  в каждом периоде коррекционного процесса. Контроль  за  правильным  использованием поставленных  или исправленных  логопедом звуков, усвоенных грамматических форм.

При необходимости воспитатель  в тактичной форме  исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить  образцом  для детей с речевыми нарушениями. Быть четкой, внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует  избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя  входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по разному реагирующих на свой дефект, на  коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть  обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической  незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на  возникновении возможных  запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.

Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий.

Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются  упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

   Формирование лексического запаса и грамматического строя на  занятиях осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с  изучаемым явлением;

б) с помощью правильного образца речи воспитателя  учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.

Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов- описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание  уделяется умению  детей точно отвечать на поставленный вопрос(одним словом или развернуто).

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум(предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Специфика работы воспитателя в группе детей с ОНР включает в себя организацию и проведение  занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).

Воспитатель должен знать , на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок , и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы  уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так , во время  перерывов , после занятий, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из палочек, тренироваться в застегивании и растегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...