Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Современные дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, не совсем правильно определяют своё положение в пространстве относительно других предметов, у них затруднена ориентировка на листе бумаги. А про времена года, части суток и дни недели говорить вообще не приходится.
Чем же может обернуться нарушение зрительно-пространственной ориентировки в начальной школе, и почему специалисты так настаивают на развитии этого навыка в дошкольном возрасте.?
Существует такое понятие, как оптическая дисграфия. Случается она именно из-за несформированности пространственных представлений. Это стойкое специфическое нарушение письменной речи, которое исправляется только логопедом. Проявляется такая дисграфия прежде всего в зеркальном написании многих букв, чаще С, З, Э, Е, У, Ч, возможно даже письмо справа налево. Также наблюдаются замены и смешения графически сходных букв. Это либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов (В-Д, Э-С). Вещь это достаточно неприятная, во-первых, потому, что нарушение стойкое, то есть повторяется практически в каждом слове с такими буквами, а во-вторых, ребёнок не видит соей ошибки, не замечает её, если даже специально привлечь к ней внимание.
Поэтому, проблему проще предупредить, чем исправлять потом.
Расскажу о некоторых приёмах работы, которые доступны родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_starshih_doshkolnikov.docx | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников
Современные дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, не совсем правильно определяют своё положение в пространстве относительно других предметов, у них затруднена ориентировка на листе бумаги. А про времена года, части суток и дни недели говорить вообще не приходится.
Чем же может обернуться нарушение зрительно-пространственной ориентировки в начальной школе, и почему специалисты так настаивают на развитии этого навыка в дошкольном возрасте.?
Существует такое понятие, как оптическая дисграфия. Случается она именно из-за несформированности пространственных представлений. Это стойкое специфическое нарушение письменной речи, которое исправляется только логопедом. Проявляется такая дисграфия прежде всего в зеркальном написании многих букв, чаще С, З, Э, Е, У, Ч, возможно даже письмо справа налево. Также наблюдаются замены и смешения графически сходных букв. Это либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов (В-Д, Э-С). Вещь это достаточно неприятная, во-первых, потому, что нарушение стойкое, то есть повторяется практически в каждом слове с такими буквами, а во-вторых, ребёнок не видит соей ошибки, не замечает её, если даже специально привлечь к ней внимание.
Поэтому, проблему проще предупредить, чем исправлять потом.
Расскажу о некоторых приёмах работы, которые доступны родителям.
1. Формирование зрительного восприятия и узнавания.
- Назвать контурные изображения предметов, недорисованные контурные изображения предметов, перечёркнутые контурные изображения предметов, наложенные друг на друга изображения предметов.
- Определить, что неправильно нарисовал художник.
- Определение правой и левой частей разноцветных полосок:
- Покажи полоску, на которой справа синий цвет, на которой слева синий цвет;
- Назови цвет правой части полоски;
- Найди полоску, где слева красный цвет, а справа жёлтый и т.д.
- Найти одинаковые изображения, состоящие из треугольников и линий, срисовать их;
- Срисовывание серии изображений, состоящих из полуовалов и линий; - Найти заданную фигуру среди сходных изображений.
- На листе бумаги назвать то, что находится в правом верхнем углу. В левом нижнем углу и т.д., а потом самостоятельно ответить на вопросы, что где находится;
- Конструирование фигур из спичек или палочек по образцу.
2. Формирование зрительной памяти.
- Запомнить 4-5 картинок, отобрать их среди 8-10 картинок;
- Запомнить 3-5 фигур, а затем выбрать их среди 8-10 других фигур; - Разложить по памяти картинки или фигуры в той последовательности, в которой они предъявлялись;
- Игра «Чего не стало?» (запомнить 5-6 игрушек, угадать. Какую убрал взрослый);
- Игра «Что изменилось?» (запомнить последовательность 4-5 картинок. Угадать, расположение каких картинок поменялось).
3. Формирование восприятия пространства.
- Дифференциация правых и левых частей тела (покажи правый глаз, левую коленку, правой рукой покажи левое колено, левой рукой правое
ухо и т.д.);
- Ориентировка в окружающем пространстве:
- Определение расположение предметов по отношению к себе, т.е. к самому ребёнку) Что справа от тебя, что слева и т.д.
- Определение пространственного расположения между 2-3 предметами или изображениями: положи книгу слева от тетради, карандаш справа от ручки; поставь точку, под точкой крестик, над точкой кружок. Слева от точки нарисуй квадрат, а справа от точки – треугольник.
4. Как правило, в подготовительной группе дети знакомы почти уже со всеми печатными буквами. Поэтому мы проводим формирование зрительного образа букв.
- Найти заданную букву среди графически сходных;
-Узнать буквы, находящиеся в неправильном положении;
- Назвать буквы, зашумлённые линиями;
- Дописать буквы;
- Узнать буквы, наложенные друг на друга;
- Определить правильно и неправильно написанные буквы;
-Узнать буквы по зеркальному изображению;
-Узнать правильную букву среди зеркальных пар букв.
Регулярно выполняя вместе с ребёнком эти нехитрые занимательные упражнения, вы почти гарантированно предупредите возникновение оптической дисграфии в начальной школе и освободите себя от ненужных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
«Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»
Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....
Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...
Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...
Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»
Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики оптической дисграфии через игровые приемы тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...
Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате
Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...
Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников
В данной статье описывается, что собой представляет оптическая дисграфия, чем она обусловлена, причины ее возникновения, средства профилактики....