Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ганькина Екатерина Юрьевна

Современные дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, не совсем правильно определяют своё положение в пространстве относительно других предметов, у них затруднена ориентировка на листе бумаги. А про времена года, части  суток и дни недели говорить вообще не приходится. 

Чем же может обернуться нарушение зрительно-пространственной ориентировки в начальной школе, и почему специалисты так настаивают на развитии этого навыка в дошкольном возрасте.?

Существует такое понятие, как оптическая дисграфия. Случается она именно из-за несформированности пространственных представлений. Это стойкое специфическое нарушение письменной речи, которое исправляется только логопедом. Проявляется такая дисграфия прежде всего в зеркальном написании многих букв, чаще С, З, Э, Е, У, Ч, возможно даже письмо справа налево. Также наблюдаются замены и смешения графически сходных букв. Это либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов (В-Д, Э-С). Вещь это достаточно неприятная, во-первых, потому, что нарушение стойкое, то есть повторяется практически в каждом слове с такими буквами, а во-вторых, ребёнок не видит соей ошибки, не замечает её, если даже специально привлечь к ней внимание.

Поэтому, проблему проще предупредить, чем исправлять потом.

Расскажу о некоторых приёмах работы, которые доступны родителям.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников 

 

Современные дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, не совсем правильно определяют своё положение в пространстве относительно других предметов, у них затруднена ориентировка на листе бумаги. А про времена года, части  суток и дни недели говорить вообще не приходится.  

Чем же может обернуться нарушение зрительно-пространственной ориентировки в начальной школе, и почему специалисты так настаивают на развитии этого навыка в дошкольном возрасте.?

Существует такое понятие, как оптическая дисграфия. Случается она именно из-за несформированности пространственных представлений. Это стойкое специфическое нарушение письменной речи, которое исправляется только логопедом. Проявляется такая дисграфия прежде всего в зеркальном написании многих букв, чаще С, З, Э, Е, У, Ч, возможно даже письмо справа налево. Также наблюдаются замены и смешения графически сходных букв. Это либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов (В-Д, Э-С). Вещь это достаточно неприятная, во-первых, потому, что нарушение стойкое, то есть повторяется практически в каждом слове с такими буквами, а во-вторых, ребёнок не видит соей ошибки, не замечает её, если даже специально привлечь к ней внимание.

Поэтому, проблему проще предупредить, чем исправлять потом.

Расскажу о некоторых приёмах работы, которые доступны родителям.  

1. Формирование зрительного восприятия и узнавания. 

  • Назвать контурные изображения предметов, недорисованные контурные изображения предметов, перечёркнутые контурные изображения предметов, наложенные друг на друга изображения предметов.
  • Определить, что неправильно нарисовал художник.
  • Определение правой и левой частей разноцветных полосок:
  • Покажи полоску, на которой справа синий цвет, на которой слева синий цвет;
  • Назови цвет правой части полоски;
  • Найди полоску, где слева красный цвет, а справа жёлтый и т.д.
  • Найти одинаковые изображения, состоящие из треугольников и линий, срисовать их;
  • Срисовывание серии изображений, состоящих из полуовалов и линий; - Найти заданную фигуру среди сходных изображений.
  • На листе бумаги назвать то, что находится в правом верхнем углу. В левом нижнем углу и т.д., а потом самостоятельно ответить на вопросы, что где находится;
  • Конструирование фигур из спичек или палочек по образцу.

2. Формирование зрительной памяти.

  • Запомнить 4-5 картинок, отобрать их среди 8-10 картинок;
  • Запомнить 3-5 фигур, а затем выбрать их среди 8-10 других фигур; - Разложить по памяти картинки или фигуры в той последовательности, в которой они предъявлялись;
  • Игра «Чего не стало?» (запомнить 5-6 игрушек, угадать. Какую убрал взрослый);
  • Игра «Что изменилось?» (запомнить последовательность 4-5 картинок. Угадать, расположение каких картинок поменялось).

3. Формирование восприятия пространства.

  • Дифференциация правых и левых частей тела (покажи правый глаз, левую коленку, правой рукой покажи левое колено, левой рукой правое

ухо и т.д.);

  • Ориентировка в окружающем пространстве:
  • Определение расположение предметов по отношению к себе, т.е. к самому ребёнку) Что справа от тебя, что слева и т.д.
  • Определение пространственного расположения между 2-3 предметами или изображениями: положи книгу слева от тетради, карандаш справа от ручки; поставь точку, под точкой крестик, над точкой кружок. Слева от точки нарисуй квадрат, а справа от точки – треугольник.

4. Как правило, в подготовительной группе дети знакомы почти уже со всеми печатными буквами. Поэтому мы проводим формирование зрительного образа букв.

  • Найти заданную букву среди графически сходных;

-Узнать буквы, находящиеся в неправильном положении;

  • Назвать буквы, зашумлённые линиями;
  • Дописать буквы;
  • Узнать буквы, наложенные друг на друга;
  • Определить правильно и неправильно написанные буквы;

-Узнать буквы по зеркальному изображению;

-Узнать правильную букву среди зеркальных пар букв.

 Регулярно выполняя вместе с ребёнком эти нехитрые занимательные упражнения, вы почти гарантированно предупредите возникновение оптической дисграфии в начальной школе и освободите себя от ненужных проблем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

«Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»

Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....

Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»

Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики  оптической дисграфии  через игровые приемы  тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...

Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате

Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...

Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников

В данной статье описывается, что собой представляет оптическая дисграфия, чем она обусловлена, причины ее возникновения, средства профилактики....