Проект" Биоэнергопластика в логопедии"
проект по логопедии
Материад для учителей-логопедов. Также полезен воспитателям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по использованию биоэнергопластике в логопедии.. | 65.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики"
Разделы: Логопедия
Класс: д/с
Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Целью - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;
- Ставить и автоматизировать звуки;
- Развивать и совершенствовать фонематические процессы;
- Повышать мотивационную готовность детей;
- Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
Участники: дети логопедических групп, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).
План проекта
1 этап – диагностический
Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Логопед определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
2 этап – подготовительный
Главная задача - изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.
3 этап – основной
Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.
4 этап – итоговый
Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.
Этапы работы:
1. Выявление проблемы: (мониторинг с 2.09.19 – 14.09.19)
2. Подготовительный этап: (с 01.09.19 -30 .09.19
3. Практический этап: (с16 .09.19 – 15.05.20)
4. Подведение результатов: (с 18.05.20 – 30.05.20)
Ожидаемый результат:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Тематическое планирование
Таблица № 1
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Цель | Время |
1 | Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.Создание картотеки упражнений. | Определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. | Сентябрь |
2 | Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. | Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики». | Сентябрь |
3 | Проводить индивидуальные занятия с детьми по выполнению упражнений в данной последовательности:
| Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики». | (период работы проекта) |
4 | Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. | Педагогическое просвещение родителей. | (период работы проекта) |
5 | Итоговый мониторинг. | Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.
| май |
Таблица № 2. Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
I. Упражнения для нижней челюсти | |
1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть. | Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки. |
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. | Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук). |
3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты. | Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот). |
4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке. | Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот). |
II. Упражнения для губ | |
1."Улыбка" - "Трубочка". | Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". |
2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами. | Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется. |
3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. | Кисть руки неподвижна. |
III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна) | |
1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед. | Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед. |
2. "Часики" - движения языком вправо-влево. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево. |
3. "Качели" - движения языком вверх-вниз. | Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх. |
4. «Чистим зубки» - круговые движения языком под губой в одну и другую стороны. | Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. |
5. "Лошадки" - щелканье языком. | Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев. |
6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. | Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу. |
7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак. |
8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух. | Скрестить указательный и средний палец руки. |
9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. | Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки. |
10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе. | Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть. |
11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. | Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. |
12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ. | Постукивание подушечками пальцев по столу. |
Методические источники
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
Использованные сайты
- http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php - Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/netradicionnye_metody_v_logopedii_-_bioenergoplastika.pptx Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.
- http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem-bioenergoplastiki.html Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html - Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике.
- http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.
18.12.2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи логопеда о логопедах
Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"
Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...
Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)
Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю. МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...
Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...