Конспект занятия "Домашние животные весной"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Судницына Любовь Владимировна

Обучение детей различать звук и букву «Н», через призму расширения представлений о домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Тема «Домашние животные весной. »

Цель: обучить детей различать звук и букву «Н», через призму расширения представлений о домашних животных.

        Программные задачи:

       Коррекционно-образовательные задачи:

- расширение представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни;

- расширение, уточнение и активизация словаря по теме (кошка, кот, котенок, собака, пес, щенок, корова, бык, коза, козел, козленок, лошадь, свинья, кормить, поить, чистить, ухаживать, большой, маленький, добрый, забавный, смешной, веселый);

- обучение составлению рассказа по картине;

- создание целостного впечатления об изображенном на картине.

        Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие связной речи, мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

       Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к домашним животным.

          Предварительная работа: Чтение рассказа Е. Чарушина «Собака», разучивание упражнения «Тузик».

          Оборудование: Сюжетная картина «Собака со щенятами».

          Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»

          Современные образовательные технологии: технологии проектной деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, говорит, что очень рад видеть их, организует приветствие.

Логопед: Сегодня мы начнем разговор о домашних животных и их детенышах, будем рассматривать картину «Собака со щенятами». Но сначала послушайте стихотворение.

2. Чтение педагогом стихотворения М. Стремина «Подарок». [Создание эмоционального фона восприятия картины. Развитие речевого слуха.]

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка —

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос — как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам...

Не игрушку, не картинку —

Друга подарили нам!

3. Рассматривание картины «Собака со щенятами» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на доску картину и организует беседу по ней.

Логопед: Кого вы видите на картине?

Дети: Собаку и маленьких щенят.

Логопед: Давайте рассмотрим собаку и расскажем о ней. Какая у нее шерсть? Какие у нее уши? Какой у нее хвост?

Дети: У собаки светлая шерсть, длинные уши и короткий хвост.

Логопед: Собака очень красивая и добрая. Посмотрите, какие у нее глаза.

Дети: Глаза у нее добрые.

Логопед: Что делает собака?

Дети: Собака смотрит на щенят.

Логопед: Она наблюдает за ними, охраняет их. Щенята гуляют на веранде. Наверное, их привезли на дачу. Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака?

Дети: Собака большая, красивая. У нее светлая шерсть, длинные уши, короткий хвост и добрые глаза. Она смотрит на щенят.

Логопед: А теперь давайте расскажем о щенятах. Посмотрите на них. Они разные или похожи друг на друга?

Дети: Все щенята одинаковые.

Логопед: Какие они по размеру? Какого они цвета? Какие у них ушки и хвостики?

Дети: Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвостики у них коричневые.

Логопед: Что делают щенята?

1-й ребенок: Один щенок сидит рядом с собакой.

2-й ребенок: Два щенка на коврике борются.

3-й ребенок: Еще один щенок хочет залезть на скамейку.

4-й ребенок: Наверное, он самый любопытный, хочет узнать, что лежит на скамейке.

1-й ребенок: Вдалеке один щенок играет с мячиком.

Логопед: Этот щенок — самый смелый. Ушел далеко от мамы и играет один. Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают.

1-й ребенок: Щенята маленькие беленькие. Ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой. Два щенка играют на коврике. Любопытный щенок хочет залезть на скамейку. А смелый щенок играет на крылечке с мячиком.

Логопед: Молодец, Ванюша, замечательно рассказал о щенятах. Посмотрите внимательно, что еще вы видите на картине?

Дети: Корзинку.

Логопед: Правильно. В корзинке щенята спят.

Дети: Еще видим блюдце.

Логопед: Для чего оно нужно?

Дети: Для воды или молока.

Логопед: Конечно. Щенята пьют из него. Мы рассмотрели картину. Надеюсь, что вам было интересно. Щенята такие веселые, забавные. А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про щенка Тузика.

4. Физкультурная пауза «Тузик». [Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением. Совершенствование умения бегать по кругу в общем для всех темпе, выполнять прыжки на носках двух ног.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает встать лицом в круг.

Вот он крутится волчком,

Тузик, Тузик, хвост крючком,

Стоя на месте, выполняют повороты корпусом, руки на поясе.

Вот летит во весь опор

Бегут по кругу.

То на речку, то во двор.

Меняют направление движения.

То дежурит у ворот —

Словом, дел невпроворот.

Прыжки на месте, руки на поясе.

А. Прокофьев

5. Сообщение логопедом плана рассказа по картине. [Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей к мольберту и предлагает им занять стульчики.

Логопед: Теперь давайте подготовимся к рассказу по картине. Я напомню вам, о чем вы будете рассказывать. Сначала вы должны сказать, кого вы видите на картине, где они находятся, что вы видите рядом с ними. Потом вы расскажете о собаке, о том, какая она, какие у нее шерсть, уши, хвост. Не забудьте рассказать о том, что она делает. Затем вы опишите щенят, расскажете, какие они, какие у них ушки и хвостики. Не забудьте рассказать о том, что делает каждый щенок.

6. Пауза. [Подготовка детей к рассказыванию.]

Дети молча рассматривают картину, готовясь к рассказу.

7. Рассказ по картине «Собака со щенятами». [Развитие связной речи, памяти, мышления.]

Сначала логопед предлагает составить рассказ по частям всем детям подгруппы, напомнив каждому еще раз, о чем он будет рассказывать, потом предлагает одному ребенку повторить рассказ или повторяет его сам, предложив детям рассказывать вместе с ним.

1-й ребенок: На картине мы видим собаку и щенят. Они живут на даче, гуляют на веранде. Там стоит корзина. В корзине щенята спят. Еще там стоит блюдце. Щенята из блюдца пьют.

2-й ребенок: Собака большая, красивая. У нее светлая шерсть, длинные уши, короткий хвост и добрые глаза. Она наблюдает за щенятами.

3-й ребенок: Щенята маленькие, беленькие, ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой. Два щенка играют на коврике.

4-й ребенок: Любопытный щенок хочет залезть на скамейку. Смелый щенок играет с мячиком. Щенята веселые и забавные.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали о собаке и щенятах. А кто может повторить весь рассказ?

Рассказ повторяет один ребенок или сам логопед, а дети договаривают текст вместе с ним.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картину с мольберта и организует заключительную беседу.

Логопед: Сегодня мы начали разговор о домашних животных и составили рассказ о собаке и щенятах. Напомните мне, какая собака изображена на картине?

Дети: Добрая, красивая, большая.

Логопед: А что вы запомнили о щенятах?

Дети: Маленькие, смешные, забавные.

Логопед: Каких еще домашних животных вы знаете?

Дети: Кошку, корову, лошадь, свинью.

Логопед: Как мы называем этих животных?

Дети: Домашние животные.

Логопед: Верно. Эти животные живут у человека, приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает, кормит их. На следующих занятиях мы будем говорить об этом. А сегодня вы были молодцами и составили очень хороший рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

Конспект НОД " Животные весной"

Цель: развитие речи детей посредством обогащения словами, называющими детенышей животных, формирование умения образовывать множественное число по предложенной модели.Задачи приоритетной образовательно...

Конспект занятия "Животные весной"

laquo;животные весной»Цель:- познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;- развивать умение устанавливать причинно-следств...