Педагогический проект «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Педагогический проект Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в группе комментирующей направленности «Дары осени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Развитие лексико-грамматического строя речи
у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в группе комментирующей направленности «Дары осени»
Подготовила:
учитель-логопед Прокофьева А. С.
Санкт-Петербург
ПРОЕКТ
для детей старшей группы компенсирующей направленности
по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)
на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»
Название проекта: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, игровой, групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги.
Срок реализации проекта: 2 месяца (октябрь-ноябрь)
Актуальность проекта: Проведенные диагностические исследования показали, что у воспитанников группы недостаточно развиты знания об осенних явлениях, овощах, фруктах и других плодах: как выглядят, где они растут, как за ними ухаживать, их роль в сохранении и укреплении здоровья. Грубо нарушена дифференциация понятий «фрукты» и «овощи». У 85% детей группы уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту, изменения и то, что она дает. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.
Цель проекта: Расширить, обобщить и систематизировать знания воспитанников об осенних явлениях и ее дарах. Обогатить словарный запас и развить грамматический строй речи детей по изучаемой теме.
Проблема: У детей недостаточно развиты представления о предметах и явлениях природы, о сезонных изменениях, о дарах осени, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Задачи проекта:
- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- расширить и классифицировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь, навыки общения с взрослыми и сверстниками;
- развивать способность применять сформированные умения и навыки;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук детей;
- развивать мышление, внимание, память и воображение.
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
- воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту природы осенью;
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
Ожидаемые результаты:
- наличие методических материалов и продуктов проекта;
- повышение у детей интереса к предметам и явлениям природы;
- расширение и систематизация знаний детей об осени, признаках и дарах;
- пополнение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование творческих способностей детей;
- совершенствование у детей мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
- создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, самостоятельности;
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный (1-3 неделя октября).
- Изучение методических материалов, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
- Определение методов и приемов работы.
- Подбор методической литературы по данной теме.
- Подготовка материальной и методической базы.
- Создание интереса у участников проекта.
- Составление перспективного плана работы.
- Информирование и ознакомление родителей с темой проекта;
II этап – основной (октябрь-ноябрь)
- Проведение непосредственно образовательной деятельности по направлению проекта.
- Осуществление взаимодействия между участниками проекта.
- Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
- Итоговое мероприятие.
III этап – заключительный (ноябрь)
- Анализ достигнутых результатов.
- Обобщение материалов проекта.
На подготовительном этапе, изучив теоретические источники, мною был подобран и систематизирован материал по теме проекта (наглядный и демонстрационный материал, стихи, загадки, чистоговорки, пословицы), созданы дидактические игры по теме проекта. Были включены в работу, подобранные по теме проекта, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, развитию речевого дыхания.
В период основного этапа были проведены следующие мероприятия:
- чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад», Е. Стеквашова «Огород», В. Даль «Война грибов и ягод»;
- беседы: «Какие явления в природе осенью?», «Что нам осень подарила?», «Где и как растут овощи и фрукты?», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»;
- просмотр презентаций «Лес. Деревья и кустарники осенью», «Овощи и фрукты»;
- разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме проекта;
- проведение дидактических игр: «ходилки на дифференциацию овощей и фруктов», «Что у клоуна в корзинках?», «Что везет поезд для супчика?», «Что везет поезд для пирога?», «Варим суп и компот», «Где ножка, где шляпка?", «Составь картинку из частей», «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Попробуй сосчитай», лото «Дары осени»;
- организация и проведение интегрированного занятия с педагогом-психологом «Мир овощей»;
- организация и проведение досуга «Овощи и фрукты полезные продукты»;
- организация и проведение развлечения на интерактивном столе «Лес. Грибы и ягоды» (мимио-проект);
- итоговое мероприятие - создание детьми с родителями книжки-коллажа «Дары осени».
Продукты проекта:
- Презентации «Лес. Деревья и кустарники осенью», «Овощи и фрукты»;
- Разрезные картинки.
- Математические пазлы.
- Пазлы «Поезда с фруктами и овощами».
- Дидактические игры: «Ходилки», «Варим суп и компот», «Где ножка, где шляпка?", лото «Дары осени».
- Мимио-проект ««Лес. Грибы и ягоды».
- Книжки-коллажи «Дары осени».
В период заключительного этапа были сделаны следующие выводы:
- Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы.
- У воспитанников пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.
- Значительно расширился и обогатился словарь.
- Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
- Улучшение мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
- Повышение у воспитанников уровня познавательного развития.
- У многих детей появилось заботливое отношение к природе.
- Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Внедрение проекта в коррекционно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать интерес к познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла систематизировать знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Улучшились показатели грамматических категорий. Улучшилось развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности. Сформировалось эмоциональное отношение к миру природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.
Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ"
СБОРНИК ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ....
конспект занятия на тему по развитию речи на тему "Дары осени" средняя группа
В гости к детям пришла "Осень"...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ".(ОВОЩИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 5-7 ЛЕТ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ".(ОВОЩИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 5-7 ЛЕТДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морковь, помидор, огурец, капуста, свекла, репа, лук, редька, чеснок, редиска, са...