Основные направления коррекционно-логопедического воздействия по формированию словоизменения у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)
Формирование у детей с ОНР психологических механизмов овладения системой языка (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), формирование прочных и правильных грамматических стереотипов словоизменения в различных словосочетаниях через дидактические игры и упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления коррекционно-логопедического воздействия по формированию словоизменения у детей с ОНР
Цель коррекционно-логопедического воздействия:
Формирование у детей с ОНР психологических механизмов овладения системой языка (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), формирование прочных и правильных грамматических стереотипов словоизменения в различных словосочетаниях через дидактические игры и упражнения.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование психологических механизмов овладения системой языка (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения) у детей с ОНР.
2. Формирование грамматических категорий языка (числа, падежа, времени, лица).
3. Дифференциация грамматических категорий по их значению и звуковому оформлению.
4. Закрепление продуктивных моделей словоизменения в экспрессивной речи.
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.
Учитывая, что в современной лингвистике обозначилась семантическая направленность при рассмотрении проблемы обучения грамматическим значениям языка (значениям отношений между явлениями действительности, обозначенными словами), необходимо привлечь внимание дошкольников с ОНР к различным языковым значениям, с помощью пропедевтического лексического, фонетического наблюдения.
В процессе коррекционно-логопедической работы учитывается постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Следует отметить, что коррекции и усвоению подвергается тот небольшой объем форм словоизменения, которые находятся в зоне ближайшего развития дошкольников с ОНР.
Так, на начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап - формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
1. дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
2. отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Глаголы:
1)согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап - включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
1. понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
2. закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
1. дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
2. согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные:
1. согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
1. употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
1. согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...
Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"
Нетрадиционные формы организацииобщения педагогов и родителей НаименованиеформыЦельиспользования этой формыФормы проведенияобщенияИнформационно - аналитическиеВыявление интересов, зап...
«Игра – основное направление коррекционной логопедической работы»
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Что – это значит, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру. Зде...
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III уровня»
В настоящее время наблюдается постоянный рост количества детей с патологией речи (в частности детей с ОНР (III уровень)). Данная область остается по-прежнему недостаточно изученной, поэто...
Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития
Выступление на педогогическом совете...
Основные задачи коррекционно-логопедического воздействия в старшей группе для обучающихся с ЗПР
Основные задачи коррекционно-логопедического воздействия в старшей группе для обучающихся с ЗПР...
Основные направления коррекционно-логопедической работы.
Статья.Основные направления коррекционно-логопедической работы.Коррекционная деятельность учителя-логопеда с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) предполагает определенные направления работы, кото...