Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

Конопляникова Ольга Владимировна

 

 

Нетрадиционные формы организации
общения педагогов и родителей

 

Наименование

формы

Цель
использования этой формы

Формы проведения
общения

Информационно - аналитические

Выявление интересов, запросов, потребностей, родителей, уровня их педагогической грамотности

Опросы,  социологические срезы, организация «Почтового ящика» 

 Наглядно – информационные

Формирование у родителей, знаний о воспитании развитии детей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей,  открытых занятий и иных видов деятельности детей, организация мини-библиотек, выпуск газет,

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, педагогический брифинг, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей консультаций в нетрадиционной форме.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста.

Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель   Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребёнка – детский сад № 18

Города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Цель: вовлечение родителей к совместной педагогической деятельности.

Взаимодействие  и тесное сотрудничество с семьёй является основой работы педагога в ДОУ:

  • Диалог с родителями;
  • Совместная деятельность (педагог,  дети, родители).    

При совместной деятельности с родителями формируются их навыки:

  • в умении общаться;
  • в умении взаимодействовать (играть вместе) с ребёнком.

Направления работы с семьёй:  

  • Совместная деятельность с родителями;
  • Обучение родителей;
  • Консультирование родителей;
  • Просвещение родителей;
  • Информирование.                                                                                                                                              

Принципы работы с семьёй:

  1. Системность работы;
  2. Активность педагога;
  3. Применение дифференцированного подхода в работе с родителями;
  4. Продуктивность встреч с родителями.

   Основы здоровья закладываются в семье.  Поэтому, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей.  Для планирования и проведения этой работы в начале учебного года можно использовать анкетирование, в котором предусмотрены следующие вопросы:

  • Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет?
  • Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
  • Какие виды закаливания Вы используете дома?
  • Занимаетесь ли Вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
  • Есть у Вас дома какое-либо оборудование для занятий спортом и мелкий спортивный инвентарь?
  • Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют?
  • Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
  • Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?
  • В чем, на Ваш взгляд, ее польза?
  • Какие секции Вы предлагаете организовать в детском саду?

 (См.приложения)


      Данное анкетирование поможет педагогу  получить более подробную информацию   о ребенке, его физическом развитии и  учесть в планировании более эффективные формы педагогической деятельности. Анализ анкетных данных часто показывает, что,  уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания здорового ребенка невысок, к сожалению. При этом, проявление интереса к данной проблеме возникает лишь тогда, когда  необходима помощь специалистов (психологов, медиков). Причиной этого является то, что многие родители не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. В связи с этим,  средствами укрепления здоровья детей они считают: рациональное питание, лечебные и закаливающие мероприятия и,  совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Формы работы с родителями:

  1. Общее родительское собрание.
  • Познакомить родителей с приоритетным направлением ДОУ с учётом ФГОС;
  • Раскрыть суть Программы, утверждённой в учреждении и её задачи;
  • Ознакомить родителей с анализом проведенной диагностики психического развития детей.
  1. Наглядные формы  деятельности с родителями включают:
  • материал на стендах;
  • разработку и подготовку памяток;
  • папок-передвижек;
  • фотовыставки и др.

Можно подготовить для родителей в письменном виде информацию - показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, мышления, воображения, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

  1. Круглый стол.

Тема: «Двигательная активность  ребёнка».

Участвуют: старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре, психолог, и другие специалисты. Общение свободное.  Данные мероприятия можно провести в каждой из возрастных групп, акцентируя внимание на задачи программы,  работающей в  ДОУ. Следует применять  следующие методы:

  • Постановка дискуссионных вопросов;
  • Информация  специалистов по проблеме;
  • Родители -  обмен опытом;
  • Ответы специалистов на их вопросы.
  •  Показ родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми;

Организация выставки литературы для детей и родителей по проблеме

  1. Консультации для родителей  могут быть как устными, так и письменными, плановыми и неплановыми, так же как и тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем мире», «Способы получения знаний дошкольником», «Развитие инициативы детей». Осуществление письменных (заочных) консультаций удобно тем, что педагог имеет время подготовиться к освещению по проблеме, выявить потребности родителей в знаниях. Для письменных вопросов  готовится ёмкость(ящичек, конверт, сундучок) для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком.  Педагог обрабатывая «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов.

  1. Дискуссия по проблеме физического развития детей.

Данную  дискуссию предпочтительно провести с родителями детей старшего возраста, заранее пригласив специалистов: воспитателей подготовительной группы, учителей начальных классов, психолога. Желательно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.

  1. «Устные журналы».

Эту форму можно проводить регулярно с заданными рубриками, которые имеют  место в том или ином журнале. Например, «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка»,  «Советы специалиста», «Это интересно знать», и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы могут дать:  врач, психолог, физиолог и другие специалисты. Главное —  эти встречи должны быть неформальными,  заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

  1. К индивидуальным формам относятся:

одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей - это педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена как в собрание, так и в посещение семьи.

         Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; активное участие воспитателя и родителей и есть её особенность. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Родители заранее получают вопросы, на которые хочет получить ответы педагог. Планируя темы бесед, надо  охватить,  по возможности, все стороны воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
       Как правило, беседа начинается с общих вопросов, с приведением фактов, положительно характеризующих ребенка. Рекомендуется детально всё продумать, так как от этого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

  1. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
  2. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

 

Нетрадиционные формы организации
общения педагогов и родителей

 

Наименование

формы

Цель
использования этой формы

Формы проведения
общения

Информационно - аналитические

Выявление интересов, запросов, потребностей, родителей, уровня их педагогической грамотности

Опросы,  социологические срезы, организация «Почтового ящика» 

 Наглядно – информационные

Формирование у родителей, знаний о воспитании развитии детей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей,  открытых занятий и иных видов деятельности детей, организация мини-библиотек, выпуск газет,

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, педагогический брифинг, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей консультаций в нетрадиционной форме.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках

 

  1. Домашние задания позволяют решить сразу несколько задач: помочь организовать содержательное общение родителей с детьми, повысить двигательную активность детей, поднять отстающих. Они должны быть обязательно конкретными по содержанию, индивидуальными и  небольшими по объему.
  2. Совместные праздники, физкультурные и досуговые мероприятия, дни здоровья, туристические походы.

Все эти мероприятия обязательны, так как позволяют с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. 

Планирование работы педагогов с семьей  включает в себя следующее:

  • плановые беседы с родителями по обсуждению

индивидуального развития ребенка (неплановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;

  • наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
  • просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;
  • вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);
  • привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
  •  проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Планирование работы с семьей  предусматривает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка и состояния здоровья, а так же с индивидуальным планом его оздоровления, необходимостью рационального режима и полноценного, закаливания, сбалансированного питания;
  • формирование у родителей основ валеологической грамотности, знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам дыхательной гимнастики, закаливания, массажа,);
  • обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.

Запланированные традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы», фронтальные встречи с родителями детей, периодически проводятся воспитателем  в течение всего учебного года. В календарном плане указывается тема встречи и форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.

Только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома можно добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, а так же в повышении их двигательной активности. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае настольным играм (мозаика, лото и т.п.). При этом, родители  не принимают во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.

Из выше сказанного, мы видим, что организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений является одной из главных задач взрослого.  А для этого тесное сотрудничество семьи и детского сада необходимо.

 

 

Приложение

АНКЕТА № 1

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

  1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?
  2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:
    - высоко;
    - низко;
    удовлетворительно;
    - не задумывались;
    - затрудняюсь ответить?
  3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:
    - семье;
    - детскому саду;
    - семье и детскому саду?
  4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:
    - выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его   шкафчике, поломка игрушки и др.);
    - аппетит, сон ребенка в детском саду;

- настроение и поведение ребенка в детском саду;
- успехи ребенка на занятиях;
- спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;
- поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?

  1. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:
    - ребенок плохо вел себя в детском саду;
    - ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
    - ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что- либо делать;
    - успехи ребенка на занятиях;
    - просьба оказать помощь детскому саду;
    - посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;
    - спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?
  2. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:
    - часто;
    - не очень;
    - редко?
  3. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?
  4. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
    - родительские собрания;
    - посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;
    - совместные праздники и развлечения;
    - индивидуальные беседы и консультации со специалистами;
    - другие формы?

 
Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!

АНКЕТА № 2

Уважаемые родители!

Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения. Пожалуйста, внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы и отметьте напротив выбранный Вами ответ или допишите свой ответ на вопрос.

  1. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок с удовольствием посещает детский сад:
    - по настроению;
    - да;
    - нет?
  2. Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в дошкольное учреждение:
    - ребенка не с кем оставить дома;
    - для подготовки к поступлению в школу;
    - для общения со сверстниками;
    - для развития способностей;
    - другое?
  3. Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребенка:
    - затруднения в выборе правильного наказания;
    - отсутствие друзей у ребенка;
    - трудности с поведением;
    - трудности с организацией свободного времени ребенка;
    - другое?

 

  • Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»

АНКЕТА № 3

  1. Укажите, пожалуйста, источник, из которого Вы получаете информацию о воспитании ребенка:
    - друзья;
    - воспитатели детского сада;
    - телевидение;
    - книги, газеты, журналы;
    - другое?
  2. Нужна ли Вам помощь в воспитании ребенка:
    - да;
    - нет;
    - иногда?
  3. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями детского сада:
    - о рациональном питании;
    - о правильной подготовке к школе;
    - о психологических особенностях дошкольников;
    - о методах воспитания детей;
    - другое?
  4. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:
    - переписка с воспитателями;
    - групповые собрания;
    - личные беседы с воспитателями;
    - информационные стенды;
    - другое?
  5. Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:
    - в деловой атмосфере;
    - за чашкой чая;
    - другое?
  6. Что нового Вы узнали о воспитании детей из общения с педагогами:
    - чем занять ребенка дома;
    - как преодолеть его непослушание;
    - как развить его память и мышление;
    - как развить творчество ребенка;
    - другое?
  7. В решении каких вопросов Вы хотели бы получить помощь от педагогов детского сада?
  8. Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения?

Благодарим Вас за искренние ответы! (2) 

 

АНКЕТА № 4

1. ФИО, образование, место работы родителей, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд?
3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
4. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?
5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику:
— мама (да, нет), папа (да, нет);
— дети (да, нет);
— взрослые вместе с ребенком (да, нет);
— регулярно, нерегулярно.
б. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
7. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
8. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?
9. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
10. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей):
— детский спортивный комплекс;
— лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей;
— велосипед, самокат;
— мяч, скалка, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки?
11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
12. Гуляете ли Вы с ребенком по возвращении из детского сада?
13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?
14. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
— подвижные игры;
— спортивные игры и упражнения;
— настольные игры;
— конструирование;
— лепка, рисование;
— просмотр телепередач;
— музыкально-ритмическая деятельность;

— чтение книг;
— трудовая деятельность;
— походы.
15. Смотрите ли Вы по телевидению детские спортивные передачи?
16. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? (3)

 
3-Ж. «Дошкольное воспитание» № 3 2006г.  Т. Киреева «Всей семьёй - на старт!»

АНКЕТА № 5

1. Ф. И. О. родителей
2. Имя ребенка, возраст
З. Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да_______
Нет______
4. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Да_______
Иногда _____
Нет___________
5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Да_______
Иногда_________
Нет______
б. Кого Вы считаете ответственными за воспитание ребенка?
Семья_________
Социальная среда
Детский сад________
7. Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом
его изменить?
Да_______
Нет______
Не знаю__________
8. На некоторые поступки ребенка часто ли Вы реагируете «взрывом», а потом
жалеете об этом?
Да____
Нет__________
Иногда_________
9. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?
Да -
Иногда_________
Нет______
10. Считаете ли Вы,
внутренний мир ребенка?
Да_______
Нет_______
Спасибо!     (4)

  4-Ж. «Дошкольное воспитание» № 3 2006г.  Т. Киреева «Всей семьёй - на старт».

Список литературы:

  1. Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»
  2. Ж. «Дошкольное воспитание» № 3 2006г.  Т. Киреева «Всей семьёй - на старт!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем дошкольного возраста. Этот период является основополагающим в становлении личности человека, то станов...

"Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому глав...