Общее недоразвитие речи у детей как сложное речевое нарушение
статья по логопедии

Пухомелина Ольга Васильевна

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи у детей как сложное речевое нарушение

Теоретическое обоснование ОНР было сформировано в результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной в 50 – 60 гг. 20 века. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте

Т.Б. Филичева считает ОНР дефектом полиэтиологическим. Он может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие более сложных нарушений (алалия, дизартрия, ринолалия и т.д.) Самостоятельным такое нарушение речи считается, если несформированными в соответствии с возрастной нормой оказываются звукопроизношение, фонематическое восприятие, а также словарный запас, и грамматический строй языка.

Причинами ОНР могут быть:

- неправильные условия формирования речи в семье (дефицит общения);

- недостаточность речевого общения ребенка, воспитывающегося в условиях домов ребенка, детских домов;

- неблагоприятные социальные условия, в которых воспитываются дети;

- билингвизм, т.е. с детьми общаются на двух языках (мама – на русском, папа – на английском) и т.д.

Как отмечает Л.Ф. Спирова, к числу ошибок, отражающих фонетическое и фонематическое недоразвитие речи, в первую очередь авторы относят замены букв. Смешиваются и заменяются буквы, соответствующие определенным группам звуков. Различия между звуками оказываются легко уловимыми при нормальном развитии речи. Нарушения же речевого развития детей могут вести к большим трудностям в различении указанных звуков.

Известно, что маленькие дети на начальных ступенях речевого развития еще плохо произносят многие звуки и смешивают их в речи, но в процессе общения под влиянием речи окружающих эти недочеты преодолеваются к 5 – 6 годам. К данному возрасту ребенок уже овладевает всеми звуками речи.

В случае ОНР различия между речевыми звуками оказываются для детей труднодоступными и практического овладения звуковым составом слова при этом не происходит; возникают частые затруднения в определении количества и порядка звуков в слове; недостаточно четко различаются ребенком сходные звуки. Замены букв в процессе специального обучения, как правило, постепенно преодолеваются. У некоторых они сохраняются длительное время.

Дети с ОНР, владеющие ограниченным словарем, не понимающие значения некоторых простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например служебных. Для детей, еще не имеющих в своем словаре обозначений многих окружающих его предметов и явлений, служебные слова, лишенные предметного содержания, не выступают в качестве самостоятельных слов. Результатом этого являются многочисленные ошибки в использовании предлогов, союзов и частиц. Недостатки в использовании предлогов очень распространены: включение / опускание предлогов, слияние предлогов с предшествующими / последующими словами, замена предлогов.

Например: «Оля с маленькой с Ниной идет домой» (Оля с маленькой Ниной идет домой); «собака бросилай с кореяак Нади и с хотила за платила взила и втыта на берек» (собака бросилась скорее к Наде и схватила за платье, взяла и вытащила на берег).

По данным И.К. Колповской  и Л.Ф. Спировой, лексическое недоразвитие проявляется так же и в своеобразном использовании других частей речи. В речи детей с ОНР употребляются в основном существительные и глаголы, реже – местоимения, прилагательные, наречия. Отсутствующие в словаре детей слова заменяются другими, например: «девочка строит венок».

Наряду с заменами слов, отсутствующих в словаре детей, наблюдаются смешения слов, неумение дифференцировать слова с разными значениями. Смешиваются между собой понятия, объединенные какими-либо общими признаками. Например, дети используют вместо прыгать - «летать», вместо вязать - «шить». Первые два понятия объединяются по признаку движения, второе – по общности производимых действий и результатов труда.

Смешиваются также слова, сходные по звучанию. В некоторых случаях не дифференцируются и более далекие по звучанию слова. Так же можно наблюдать замену словами, созданными самим ребенком. Например, вместо сапожник - «почильник», маляр - «красильщик», фотограф - «аппаратчик», вышка - «прыжка».

При обозначении профессий слова образуются от названий орудия производства, обозначение некоторых предметов, сооружений происходит от названия действия, для которого они предназначены (вышка - «прыжка»).

Приведенные примеры показывают трудности, возникающие у ребенка с нарушением речи при назывании предметов и явлений окружающей действительности. Часть слов отсутствует в словаре детей, значения некоторых недостаточно четки, определены и отграничены от значений других слов, что затрудняет их дифференцировку и вызывает смешение и замены. Количественная недостаточность словарного запаса, а также несформированность значений приводят к своеобразному использованию слов детьми с аномалиями речевого развития.

В работах детей А.В. Ястребова отмечает частые и регулярные ошибки. Часть из них не отличается от ошибок, которые допускают дети с нормальным речевым развитием. Но у детей с ОНР часто встречаются специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...

Использование интерактивных речевых игр для преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ 5-6 лет.

Использование интерактивных речевых игр для преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ 5-6 лет....

"Общее недоразвитие речи (ОНР). Просто о сложном".

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения. Зачастую, это может быть только верхушка айсберга более сложного речевого нарушения-общего недоразвития речи (ОНР...