Консультация для воспитателей «Информационные компьютерные технологии»
консультация по логопедии
Консультация для воспитателей «Информационные компьютерные технологии»
ИКТ в работе логопеда
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.
Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.
В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда
Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
- Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
- Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного произношения. Результатом использования данных технологий является повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.
Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.
Какие требования есть при использовании ИКТ
Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.
Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:
- Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
- Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
- Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.
Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.
Основные направления деятельности при использовании ИКТ
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.
Работа с детьми предполагает:
- Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Работа с интерактивным комплексом «Логопедическая шхуна» это оборудование с набором интерактивных программ, методических рекомендаций, учебных материалов и «Умное зеркало».
- Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
- Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.
Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.
Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.
Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.
Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_informatsionnye_kompyuternye_tehnologii.docx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий....
консультация для воспитателей "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий....
Консультация для воспитателей «Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях»
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.Компьютериза...
Консультация для воспитателей «использование компьютерных технологий в ДОУ»
.Консультация для воспитателей«использование компьютерных технологий в ДОУ»Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательное-образовательном процессе- это одна из самых новых пр...
Консультация для воспитателей «Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ. Обучающие мультфильмы.
Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура ...
Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...
Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-компьютерных технологий).
Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) В современном мире ч...