Конспект Откуда хлеб пришел?
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Задачи:
1. 
 Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
2. 
 Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
3. 
 Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
4. 
 Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Откуда хлеб пришел?»24.8 КБ
Файл Приложение 2173.48 КБ
Файл Приложение 3-4249.96 КБ
Файл Приложение 12.61 МБ

Предварительный просмотр:

«Откуда хлеб пришел?»

Лексика. Грамматика.

Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Задачи:
1.  Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
2. 
 Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
3. 
 Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
4. 
 Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

 Словарь. Хлебороб, комбайнер, жатва, плуг, сеялка, борона, агроном.
Предварительная работа. Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и(или) «Сенокос
Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.

Материал. Картинки из серии «Кем быть?»; сюжетные картинки по теме; разные виды хлеба и хлебобулочньтх изделий (муляжи); шапочки с изображением калачей.

Приветствие

1 орг момент

Стихотворение П.Синявского

Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазины хлебу ехать рановато

Он уселся на машину и спешит на элеватор.

В элеваторе для нас хлеб хранится пр запас.

Здесь ему тепло, удобно, Сложен он, как будто дома,

только нужно отдохнуть, и опять собраться в путь...

Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака и в любом количестве

получается мука по воле электричества.

Вместе с мельницей речной паровой и ветряной устарели для муки толстобокие мешки

Вот почти космический контейнер металлический

Уж сюда наверняка,помещается мука!

И наполнив этим грузом необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз на завод муку повез!

2 Объявление темы

Л: Вы внимательно слушали стихотворенье? Подумайте, о чем не рассказано в этом стихотворенье (ответы детей)

Правильно! в стихотворенье не рассказано о том, как хлеб выращивали и как из муки он стал хлебом.

 А вы хотите об этом узнать?

 Хлеб это продукт, который готовят из муки,
воды и соли. Иногда в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже 
— кукурузную, ячменную и др.
   В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зерна диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. Потом человек попробовал стереть зерна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотёрка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из нее на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепешки.
    Современный хлеб 
— это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропечённым, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и коркой — не подгоревшей и не бледной.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: для того, чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. давайте попробуем их назвать.

Игра «Узнай профессию.» Пополнение знаний детей по теме: Хлеб.
Кто работает на тракторе? 
(Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекари.)

Логопед: А какую же работу они выполняли? Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово пахать?

Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет со словом пахать предложение, например: «Тракторист пашет землю», а затем садится на свое место. Такая же работа выполняется со словами: боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молоть, выпекать.

Трактор с бороной рыхлит землю.
Крестьяне засевают поле зернами пшеницы.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе.
На мельнице зерно мелют и получают муку.
Пекари пекут хлеб из муки.

Логопед: Хлеб готов, а какой он получился, мы сейчас расскажем.

Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных.
Хлеб по запаху 
(какой?) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус 
(какой?) — вкусный, приятный. Хлеб на ощупь (какой?) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

Логопед: А как нужно относиться к хлебу? тветы детей.)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снег растает в поле чистом,              Идут друг за другом .                                                                Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом                 Бегут друг за другом .                                                                       К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом                        Идут друг за другом.

Засевать поля зерном.                       «Сеют»
            В. Степанов 

Игра «Назови одним словом». Пополнение словаря детей по теме *Хлеб’.
Логопед: Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь.

Игра проводится по предметным картинкам. (Приложение 1)

Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.)
Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка.)
Толстая баранка. (Бублик.)                                                                                     Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)
Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки, покрытое глазурью. (Пряник.)
Витая сдобная булка, обычно напоминающая по
форме восьмерку. 
(Крендель.)
Сдобный сладкий пирог в виде хлеба, хлебца,
обычно с изюмом. 
(Кекс.)
Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)
Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)
Лепешка с загнутыми краями и творожным
верхом. 
(Ватрушка.)

Игра «Слова-родственники» Образование родственных слов к слову хлеб.
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Квас из хлеба — это... (Хлебный квас.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб — ... (Хлеборобы.)                                     Человек, который печет хлеб — ... (Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба — ... (Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб — ... (Хлебозавод.)

Работа на печатном материале (Приложение 2)

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает

Откуда хлеб пришел? – Из магазина

А в магазин как попал? -  Из пекарни

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб

Из чего? – Из муки

Из чего мука? – Из зерна

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы

Откуда пшеница? – Выросла в поле

Кто ее посеял? – Хлеборобы

Игра составь предложения

Из набора слов попросить детей составить предложения и пересказать получившийся рассказ (Приложение 3)

  1. Посадили, землю, в, зерно
  2. Пшеница, в, выросла, поле
  3. Урожай, хлеборобы, убрали
  4. Муку, из, смолол, зерна, мельник
  5. Хлеб, испекли, муки, из

5. Итог занятия.


Логопед: о чем мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к хлебу? А к людям, которые его выращивают?
Какие хлебобулочные изделия вы можете назвать 
(по картинкам)?

Список используемой литературы:

  1. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»
  2. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет
  3. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие
  4. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»

Закрепляем дома (Приложение 4)



Предварительный просмотр:

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Приложение 3

посадили

землю

в

зерно

пшеница

выросла

в

поле

урожай

хлеборобы

убрали

муку

из

смолол

зерна

мельник

хлеб

испекли

муки

из


Приложение 4


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Конспект "Откуда хлеб на стол пришел"

Цель: формировать представления детей о труде взрослых в современном и историческом прошлом; познакомить с профессиями, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека....

Конспект "Откуда хлеб пришел?"

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшей группы...

конспект "Откуда хлеб пришел?"

конспект для детей средней группы...

Конспект "Откуда хлеб пришёл"

Конспект "Откуда хлеб пришёл"...