Конспект Откуда хлеб пришел?
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
2. Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
3. Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
4. Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Откуда хлеб пришел?» | 24.8 КБ |
Приложение 2 | 173.48 КБ |
Приложение 3-4 | 249.96 КБ |
Приложение 1 | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
«Откуда хлеб пришел?»
Лексика. Грамматика.
Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
2. Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
3. Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
4. Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
Словарь. Хлебороб, комбайнер, жатва, плуг, сеялка, борона, агроном.
Предварительная работа. Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и(или) «Сенокос
Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.
Материал. Картинки из серии «Кем быть?»; сюжетные картинки по теме; разные виды хлеба и хлебобулочньтх изделий (муляжи); шапочки с изображением калачей.
Приветствие
1 орг момент
Стихотворение П.Синявского
Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины хлебу ехать рановато
Он уселся на машину и спешит на элеватор.
В элеваторе для нас хлеб хранится пр запас.
Здесь ему тепло, удобно, Сложен он, как будто дома,
только нужно отдохнуть, и опять собраться в путь...
Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака и в любом количестве
получается мука по воле электричества.
Вместе с мельницей речной паровой и ветряной устарели для муки толстобокие мешки
Вот почти космический контейнер металлический
Уж сюда наверняка,помещается мука!
И наполнив этим грузом необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз на завод муку повез!
2 Объявление темы
Л: Вы внимательно слушали стихотворенье? Подумайте, о чем не рассказано в этом стихотворенье (ответы детей)
Правильно! в стихотворенье не рассказано о том, как хлеб выращивали и как из муки он стал хлебом.
А вы хотите об этом узнать?
Хлеб это продукт, который готовят из муки,
воды и соли. Иногда в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже — кукурузную, ячменную и др.
В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зерна диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. Потом человек попробовал стереть зерна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотёрка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из нее на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепешки.
Современный хлеб — это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропечённым, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и коркой — не подгоревшей и не бледной.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: для того, чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. давайте попробуем их назвать.
Игра «Узнай профессию.» Пополнение знаний детей по теме: Хлеб.
Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекари.)
Логопед: А какую же работу они выполняли? Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово пахать?
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет со словом пахать предложение, например: «Тракторист пашет землю», а затем садится на свое место. Такая же работа выполняется со словами: боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молоть, выпекать.
Трактор с бороной рыхлит землю.
Крестьяне засевают поле зернами пшеницы.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе.
На мельнице зерно мелют и получают муку.
Пекари пекут хлеб из муки.
Логопед: Хлеб готов, а какой он получился, мы сейчас расскажем.
Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных.
Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой?) — вкусный, приятный. Хлеб на ощупь (какой?) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
Логопед: А как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.)
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Снег растает в поле чистом, Идут друг за другом . Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом Бегут друг за другом . К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом Идут друг за другом.
Засевать поля зерном. «Сеют»
В. Степанов
Игра «Назови одним словом». Пополнение словаря детей по теме *Хлеб’.
Логопед: Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь.
Игра проводится по предметным картинкам. (Приложение 1)
Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.)
Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка.)
Толстая баранка. (Бублик.) Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)
Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки, покрытое глазурью. (Пряник.)
Витая сдобная булка, обычно напоминающая по
форме восьмерку. (Крендель.)
Сдобный сладкий пирог в виде хлеба, хлебца,
обычно с изюмом. (Кекс.)
Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)
Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)
Лепешка с загнутыми краями и творожным
верхом. (Ватрушка.)
Игра «Слова-родственники» Образование родственных слов к слову хлеб.
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Квас из хлеба — это... (Хлебный квас.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб — ... (Хлеборобы.) Человек, который печет хлеб — ... (Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба — ... (Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб — ... (Хлебозавод.)
Работа на печатном материале (Приложение 2)
Игра «Откуда хлеб пришел?»
Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает
Откуда хлеб пришел? – Из магазина
А в магазин как попал? - Из пекарни
Что делают в пекарне? – Пекут хлеб
Из чего? – Из муки
Из чего мука? – Из зерна
Откуда зерно? – Из колоса пшеницы
Откуда пшеница? – Выросла в поле
Кто ее посеял? – Хлеборобы
Игра составь предложения
Из набора слов попросить детей составить предложения и пересказать получившийся рассказ (Приложение 3)
- Посадили, землю, в, зерно
- Пшеница, в, выросла, поле
- Урожай, хлеборобы, убрали
- Муку, из, смолол, зерна, мельник
- Хлеб, испекли, муки, из
5. Итог занятия.
Логопед: о чем мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к хлебу? А к людям, которые его выращивают?
Какие хлебобулочные изделия вы можете назвать (по картинкам)?
Список используемой литературы:
- О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»
- Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет
- Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие
- М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»
Закрепляем дома (Приложение 4)
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....
Конспект "Откуда хлеб на стол пришел"
Цель: формировать представления детей о труде взрослых в современном и историческом прошлом; познакомить с профессиями, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека....
Конспект "Откуда хлеб пришел?"
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшей группы...
конспект "Откуда хлеб пришел?"
конспект для детей средней группы...
Конспект "Откуда хлеб пришёл"
Конспект "Откуда хлеб пришёл"...