Важность комплексного подхода к преодолению речевых нарушений
консультация по логопедии

Насколько важно своевременно и комплексно работать над речевыми нарушениями поговорим в данной консультации.  Мы рассматриваем миофункциональные нарушения, как один из факторов недостатков речевого развития у детей и рассказываем каким образом можно корректировать их в домашних условиях, а также с помощью специалистов. Также в консультации говорится о необходимости работы с ребенком разных специалистов и обязательного участия в коррекционной работе родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ВАЖНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»

«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.»

 Антуан де Сент Экзюпери

Зачастую встречаются ситуации, когда ребенку нужна помощь, а родитель этого не замечает в силу своей безграничной любви к собственному ребенку. Как же помочь в такой ситуации? Ни для кого не секрет, что для каждого родителя свой ребенок является самым лучшим, самым умным, смелым, воспитанным и каждый родитель хочет для своего ребенка благополучия. Так вот если и Вы хотите этого своему ребенку, тогда рекомендую обратить внимание на информацию, которую Вы прочтете ниже.

Детство является периодом, который характеризуется постоянным ростом и развитием ребенка. И именно в этот период в ребенка нужно вложить все свои возможности и усилия, чтобы он рос и развивался гармонично. И кто же это сделает, если не родители?..

На сегодняшний день наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Значительная часть –  дети 5-6 лет, которые не овладели звуковой культурой речи в нормативные сроки. Речевая патология данной категории детей характеризуется не только ограничением словарного запаса и звукопроизносительной стороны речи, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмы и т.д.  Нарушения произношения звуков более чем в 60% случаев обусловлено миофункциональными проблемами, т. е. снижением или повышением нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций челюстно-лицевой системы (дыхания, глотания, жевания, речи),. Рассмотрим подробнее почему возникают миофункциональные нарушения и как они проявляются?

Нарушение дыхания проявляется следующим образом: у ребенка постоянно открыт рот и с помощью него он дышит. Причиной этого могут являться частые простудные заболевания ребенка, которые могут привести к образованию аденоидов, для того чтобы исключить данную проблему необходимо обратиться за консультацией и лечением (в случае необходимости) к оториноларингологу.

Также одной из причин ротового дыхания может быть слабость круговой мышцы рта. Для укрепления данной мышцы также, как и для любых других мышц используются упражнения, которые можно проделывать каждый день в домашних условиях:

- предложите ребенку зажать между губами палочку от мороженного и постараться удерживать ее до тех пор, пока ребенок не почувствует усталость (вместо палочки от мороженного можно использовать линейку, ватную палочку и др. подручные средства);

- возьмите две бусины или пуговицы наденьте их на нитку потолще и завяжите ее, предложите ребенку зажать губами одну бусину или пуговицу, а другую – взять пальчиками и потянуть, задача ребенка удерживать бусину/ пуговицу, зажатую губами.

Правильное естественное дыхание происходит через нос, именно оно обеспечивает гармоничный рост лицевого скелета ребенка.

Нарушение глотания проявляется в движении мышц лица во время данного процесса. Правильное глотание можно наблюдать только по движению кадыка. Одной из причин является длительное сосание бутылочки с соской и соски-пустышки, а также длительное кормление ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.

С этим нарушением тоже можно справиться в домашних условиях, но сделать это можно только имея огромное терпение и желание родителя научить своего ребенка правильно глотать. Как же это можно сделать?

- прием пищи должен быть под контролем взрослого, необходимо давать ребенку порции небольшого размера (рис, гречневая крупа, каши и т.д.) и каждый раз, когда пища попала в рот ребенку напоминать ему о том, что нужно поднять язык к нёбу (вверх);

- просим ребенка сомкнуть челюсть и надавить на нёбо языком, делаем это упражнение до ощущения легкой усталости (проверить, что ребенок все делает правильно можно, надавив на нижнюю челюсть, в области мягкого нёба снаружи, оно должно быть твердым).

Но лучше для устранения данной проблемы обратиться к врачу-ортодонту, который проконсультирует с помощью каких средств и упражнений это можно исправить.

Жевание мягкой протертой пищи не позволяет стимулировать рост челюстей и впоследствии вызывает скученность зубов. Это может привести к тому, что после 5 летнего возраста постоянные зубы не поместятся в зубном ряду, так как временные зубы расположены близко друг к другу.

Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. Это зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов. Также сосание пальца и соски после 1-1,5 лет приводит к формированию открытого прикуса  и отклонению верхних зубов вперед. Неправильный прикус может быть как следствием  длительного воздействия на зубной ряд извне, так и генетической предрасположенностью. Но это поправимо, поэтому если Вы заметили у своего ребенка данную особенность необходимо обязательно обратиться к ортодонту.

Осанка также может оказывать влияние на речь, а также на гармоничность лицевого скелета. «Статические и динамические нарушения осанки ребенка могут самым непосредственным образом приводить к мышечным нарушениям в лицевой области. Например, дисфункциональный привычный наклон у малышей головы связан с нарушениями речи, глотания и дыхания. Нарушения в поясничном отделе позвоночника приводят к устойчивым нарушениям артикуляции и дисфункциям языка. Функциональная асимметрия верхнего шейного отдела позвоночника связана с нарушениями моторики губ.» [Н.Ф. Волчкова]

Выявленные в раннем возрасте нарушения развития хорошо поддаются лечению. Для устранения речевых нарушений и формирования грамотной речи, нужен комплексный подход. Что же такое комплексный подход, кем и каким образом он осуществляется?

«Комплексный подход, как один из основных педагогических принципов, означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.» [ М.А. Поваляева]

Комплексный подход по коррекции речи осуществляется следующим образом:

  • Он сочетает в себе педагогическое и медицинское воздействие.
  • Взаимодействие участников образовательных отношений (специалисты, педагоги, родители), а также наблюдение у узких медицинских специалистов (невролог, психиатр, ортодонт, оториноларинголог).

Именно эти направления работы позволяют оказать всестороннюю помощь ребенку, а также исключить ошибки в коррекционно-развивающем процессе. Рассмотрим эти направления работы подробнее.

Начиная коррекционную работу с ребенком для учителя-логопеда важно владеть подробной информацией о развитии ребенка, которая включает в себя:

  1. Анамнез ребенка (развитие ребенка в пренатальный, натальный и постнатальный периоды);
  2. Результаты обследования ребенка (результаты электроэнцефалограммы, магнитно-резонансной томографии головного мозга, ультразвуковое исследование сосудов головы и шеи и др.);
  3. Заключения узких специалистов: невролога и психиатра (после 5 лет).

Имея результаты этих исследований и логопеду, и родителям становится понятно, как работать с ребенком и какое медицинское воздействие необходимо в каждом конкретном случае. Обнаружив органическую патологию, врач назначает лечение (медикаментозная терапия, ЛФК, массаж, физиолечение, плавание в бассейне и т.д.), которое поможет убрать данную патологию или снизить ее влияние на ребенка и позволит сделать процесс коррекции более эффективным.

Взаимодействие в коррекционном процессе родителей и специалистов не менее важно, так как это способствует усвоению полученного материала на этапе дошкольного образования и формирует предпосылки для школьного обучения. Поэтому необходимо учитывать и выполнять дома рекомендации специалистов, оказывающих педагогическую помощь.

Таким образом,  работа по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с педагогическими и медицинскими специалистами, так как без такого контакта невозможен правильный подход к ребенку. Именно комплексный подход к реабилитации детей с речевыми нарушениями обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции и развития ребенка в целом.

Учитель-логопед

1 квалификационной категории

Ивлева Эльмира Рамизовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии

Комплексный подход к  преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии.  Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррек...

Комплексный подход в преодолении речевых и неречевых нарушений у дошкольников

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и пр...

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...

Роль комплексного подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье комплексный подход рассматривается как эффективный метод профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

«Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ»

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности.Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности...