Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Я.А. Коменский.
В настоящее время очень актуальной является проблема нарушений речевого развития. Многие факторы влияют на развитие речи ребенка – биологические, экологические, социальные. В том числе рост дефицита речевых контактов, подмена «живого общения» на одностороннее взаимодействие с электронными устройствами (телефон, планшет и др.). Снижается потребность в коммуникации, правильном оформлении высказывания, ребенок «зависает» на лепетной речи, использовании жестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podhod_k_korrektsii_rechevyh_narusheniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конюшкова Л.Н. – учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Дюймовочка», г.о.г. Выкса, Нижегородской области.
Тема: комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Я.А. Коменский.
В настоящее время очень актуальной является проблема нарушений речевого развития. Многие факторы влияют на развитие речи ребенка – биологические, экологические, социальные. В том числе рост дефицита речевых контактов, подмена «живого общения» на одностороннее взаимодействие с электронными устройствами (телефон, планшет и др.). Снижается потребность в коммуникации, правильном оформлении высказывания, ребенок «зависает» на лепетной речи, использовании жестов.
Неконтролируемый информационный поток не соответствующий возрасту и потребностям ребенка, порождает «шаблонную» речь и действия, позволяет не вслушиваться и не осмысливать услышанное, ограничиваться нецеленаправленным манипулированием с предметами.
Когда ребенок приходит в детский сад, проблемы связанные с нарушением речевого развития проявляются наиболее остро: ребенок не может выразить свои потребности так, что бы быть понятным для окружающих; не может включиться в общение и игру со сверстниками; встречает затруднения в познании окружающего мира. Задержка речи влияет на общее развитие ребенка, его эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферу. Все эти трудности препятствуют полноценной и своевременной социализации в обществе.
В.С. Мухина особо отмечает, что именно «формирование активной речи служит основой всего психического развития ребенка» [3, с.125] (Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.).
Проблема современного дошкольного образования заключается в слабой взаимосвязи между педагогами, недостаточной согласованности, отсутствии единых требований к организации и реализации коррекционной образовательной деятельности детей с нарушениями речи. Каждый из педагогов реализует свои задачи обозначенные программой, использует свои методы, приемы и технологи, но такое «разделение труда» мешает целостному видению образовательного маршрута ребенка, реализации комплексного подхода.
Таким образом, возникает необходимость организации комплексного воздействия на развитие речи ребенка: организация унитарного образовательного пространства, соблюдение единых педагогических требований, и принципов коррекционно – развивающего обучения и воспитания.
Цель комплексного подхода при осуществлении коррекционно – развивающей работы по активизации речи детей, состоит во взаимодействии всех участников образовательного процесса.
А.Г. Ковалев, известный педагог и психолог, отмечает «действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива».
Комплексный подход осуществляется через интеграцию образовательных областей, организацию коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с нарушениями речи, реализацию индивидуального образовательного маршрута.
Решение общих задач:
- Создание мотивирующих ситуаций для активизации речи.
- Формирование потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- Развитие чувствительности к фонетической стороне речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя, формирование связной речи.
- Создание условий практического освоения родного языка.
Соблюдение требований:
- Речевая среда – должна соответствовать языковым нормам, исключать слова-паразиты, диалектные и жаргонные слова. Основные требования заключаются в точности, логичности, содержательности, правильности и выразительности речи.
- Коррекционно-развивающая предметная среда – должна реализовать потребность ребенка в игре и общении на основе практической деятельности, (игра – как ведущий вид деятельности дошкольника), учитывать возрастные особенности и способствовать преодолению речевых нарушений.
- Организация работы с родителями – формирование заинтересованности родителей и близкого окружения в устранении речевых нарушений у ребенка. Реализация единых требований, создание условий для полноценного погружения ребенка в развивающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Основные принципы:
- Онтогенетический – учет последовательности и закономерностей формирования речевых процессов.
- Принцип целостности и системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
- Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью – заинтересованность педагога в развитии ребенка, умение видеть его потенциал, опора на его сильные стороны, объективность, целесообразность.
- Деятельностный – предметно-практическая деятельность как средство коррекционно-компенсирующего развития ребенка.
- Принцип дифференцированного подхода – вариативность содержания и организации коррекционно-педагогического процесса, его объема, сложности, темпа, методов, приемов, форм и способов контроля.
А так же и другие принципы коррекционной педагогики: индивидуального подхода, преемственности и другие.
Функции:
Учитель-логопед: диагностика и мониторинг речевого развития, работа над звукопроизношением, просодической стороной речи, слоговой структурой. Развитие и совершенствование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Профилактика нарушений чтения и письма. Формирование компетенции родителей по вопросам коррекции и развития речи.
Воспитатель: расширение словаря по изучаемым лексическим темам, совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, контроль за звукопроизношением и грамматической правильностью речи в режимных моментах, отработка навыков в процессе индивидуальной работы, развитие связной речи.
Психолог: развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения и других психических функций, тесно связанных с речью.
Музыкальный руководитель: развитие дыхания, координации движений, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия; формирование просодических компонентов речи на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях.
Инструктор по физической культуре: обучение основным видам движения в сочетании с речью.
Родители (законные представители): поддержание мотивации к коррекционной работе, закрепление речевых умений и навыков в свободной речи ребенка.
Формы реализации комплексного подхода:
- совместное планирование и ведение индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи;
- проведение интегрированных занятий и развлечений с детьми, имеющими нарушения речи;
- взаимопосещение занятий;
- активное участие в психолого-педагогическом консилиуме ДОО;
- «Круглый стол», «педагогическая гостиная» и др. – как форма обмена педагогическим опытом.
Исходя их выше изложенного, можно отметить, что организация комплексного подхода к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития делает работу более эффективной, приводит к положительной динамике, снижению риска вторичных нарушений.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
2.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка / Управление в ДОУ. – 2004. – №6. – 87 с.
3. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...