Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии
консультация по логопедии
Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_logopeda.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является её сочетание с дифференцированным артикуляторным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Работа над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:
1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребёнка.
2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребёнка.
3. Развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
5. усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координаций, но обязательно с учётом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7. При тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и слогов. Если речь ребёнка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во таких случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах.
8.У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Логопедическая работа проводится поэтапно.
Первый этап, подготовительный -основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребёнка раннего возраста -воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Можно выполнять артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку.
Хорошие результаты на этом этапе дают орошения ротовой полости водой контрастной температуры.
С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрий, обусловленных спастикой и гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, группой учёных (Семёновой К.А., Степанченко О.В., Виноградовой Л.И., Панченко И.И.) была предложена методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата.
Метод искусственной локальной гипотермии (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребёнка, накладывают поочерёдно на мышцы речедвигательного аппарата-круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и параоральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут; одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон крововоздействия от 5 до 30 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно. Сразу после сеанса ИЛГ проводится занятие логопеда с больным по выработке речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые.
Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью- лепкой, рисованием, аппликацией; ручным трудом- изготовление поделок из картона, бумаги, дерева, ткани, ниток, природного материала и т.д.
Коррекция голоса и дыхания очень важна на данном этапе. Любая форма дизартрии сопровождается нарушением голоса и дыхания, темпа речи.
Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.
Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления щейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой ( мышцы шеи расслаблены) с одновременным произношением цепочек гласных звуков: «И»- «Э»- «О»-«У»- «А»-«Ы».
Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного «А» на твёрдой атаке. Упражнения проводятся перед зеркалом под счёт. Используются следующие приёмы: стимуляция задней части языка с помощью языкового депрессора; обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает против задней стенки глотки капли воды, голова ребёнка несколько откинута назад. Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания.
Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её расслабления и напряжения. Ребёнка просят до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «А», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «А» к звуку «П», задерживая воздух во рту под давлением. Внимание ребёнка привлекают к ощущению состояния нёбной занавески. Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счёт с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонации голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям и т.д.
Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая тол одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнка создаётся «веер воздуха».
Следующее упражнение направлено на развитие преимущественно ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребёнка ипросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.
Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот. Логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху.
Упражнения проводятся ежедневно по 5-10 минут.
Второй этап-формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. На этом этапе проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений с помощью всевозможных логопедических массажей.
Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью лечебно-оздоровительных коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя.
В комплексе мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:
1. Логопедический массаж.
2. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.
3. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.
В работе с детьми используются следующие виды массажа:
1. Классический.
2. По биологически активным точкам(БАТ).
3.С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
Классический логопедический массаж
Последовательность движений сверху вниз- ото лба к подбородку( на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх- от шеи ко лбу)
Направление движений от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.
Движения различаются по силе воздействия( глубокие и медленные-седативные, поверхностные и быстрые-тонизирующие, по типу-поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).
Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Данные элементы включены в комплекс упражнений классического массажа или массажа по точкам( разминающие движения вдоль надбровных дуг, по верхней и нижней части скуловой кости, по кости нижней челюсти в направлении от центра к периферии). Этот метод используется с целью воздействия на рефлексогенные зоны, активизирующие движения.
Логопедический массаж включает в себя и непосредственно работу с органами артикуляции, так как они являются органами звукорепродуцирования.
Заключение:
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов ЦНС. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести дефекта.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
-нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
-ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
-нарушение голосообразования идыхания.
Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы( фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).
При работе с детьми с дизартрией необходим комплексный подход, включающий в себя как классические методики (артикуляцилонная и пальчиковая гимнастики, упражнения на развитие голоса и речевого дыхания, классический логопедический и артикуляционный массаж и др.), так и нетрадиционные- массаж по биологически активным точкам (БАТ), метод метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко, метод искусственной локальной гипотермии и др.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психиатра,логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях-логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Библиография:
1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления звуков»-М., «Гном-Пресс»,1998г.
2.Поваляева М.А. Комплексная педагогическая диагностика и коррекция речевых нарушений при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. -Ростов-на-дону, 1996г.
3.Правдина О.В. «Дизартрия»(авторская статья). Хрестоматия по логопедии(извлечения и тексты).
4.Белякова Л.И., Н.Н. Волоскова «Логопедия. Дизартрия».Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений при дизартрии у дошкольников.
Коррекционная работа с детьми-дизартриками, как правило, протекает с большими трудностями, так как нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений занимает...
статья"Использование комплексного подхода в коррекции речевых нарушений и развитии музыкальных способностей у дошкольников на интегрированных занятиях"
В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия музыкального руководителя и логопеда в ДОУ...
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях МБОУ "Центр диагностики и консультирования"
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений...
Комплексный подход в преодолении речевых и неречевых нарушений у дошкольников
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и пр...
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...
Роль комплексного подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация: в данной статье комплексный подход рассматривается как эффективный метод профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...
Важность комплексного подхода к преодолению речевых нарушений
Насколько важно своевременно и комплексно работать над речевыми нарушениями поговорим в данной консультации. Мы рассматриваем миофункциональные нарушения, как один из факторов недостатков речево...