Применение Су-Джок терапии в логопедической практике.
статья по логопедии

Метод су-джок терапии часто применяется в медицинской, психологической и логопедической практике. сегодня я хочу поделиться своим опытом применения су-джок терапии на коррекционно-логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Су-Джок терапии в логопедической практике.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский.

Су-джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.

В коррекционно-логопедической работе, Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.

С помощью су-джок терапии решаются многие логопедические задачи, такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

Формы работы с детьми:

  • Массаж су-джок шариком:

«Зайки»

На поляне, на лужайке

(катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки.

(прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве,

(катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

(прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали.

(положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали,

(вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

(гладить шаром каждый палец)

***

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

  • массаж пальцев эластичным кольцом

***

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

«Мальчик-пальчик»

***

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем на мизинец).

  • Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая слоги, слова или предложения на заданный звук.

Стихотворение на автоматизацию звука Ш:

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

  • Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

  • Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  • Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

 

  • Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

 

  • Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

  • Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Все перечисленные в статье упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей, я активно использую в своей работе. Дети с удовольствием выполняю упражнения с «волшебными шариками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия логопедического часа Тема: «Перелетные птицы» с применением су-джок-терапии для детей 5-6 лет.

Занятие логопедического часа  по теме недели "Перелётные птицы" для детей 5-6 лет с применением нетрадиционных методов обучения су-джок терапия....

ПРОЕКТ «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Методическая разработка по теме: «Применение Су – Джок терапии в логопедической работе».

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффектив...

Использование элементов су-джок терапии в логопедической практике

В презентации говорится о применении элементов су-джок терапии в логопедической практике....

Возможности применения Су-Джок терапии на логопедических уроках/занятиях

Возможности применения Су-Джок терапии на логопедических занятиях детей старшего дошкольного возраста...

Возможности применения Су-Джок терапии на логопедических уроках/занятиях

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения Су-Джок терапии для улучшения речевого развития дошкольников. Отмечается, что Су-Джок шарики, кольца являются достаточно эффективными в проце...

Применение элементов Су-Джок терапии в логопедической практике.

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-Джок терапии. Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...