Конспект занятия логопедического часа Тема: «Перелетные птицы» с применением су-джок-терапии для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Черникова Анастасия Александровна

Занятие логопедического часа  по теме недели "Перелётные птицы" для детей 5-6 лет с применением нетрадиционных методов обучения су-джок терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Черникова Анастасия Александровна

Воспитатель

МАДОУ №242

Конспект занятия логопедического часа

Тема: «Перелетные птицы»

с применением су-джок-терапии для детей 5-6 лет.

Название материала: Конспект

Название предмета: развитие речи

Целевая аудитория: дети 5-6 лет

Конспект занятия логопедического часа

Тема: «Перелетные птицы»

с применением су-джок-терапии для детей 5-6 лет.

        

Дошкольный период – это один из важных периодов развития, характеризующийся высокими темпами психического и физиологического развития. Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения,  способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

 Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше Г. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., можно использовать самые разнообразные нетрадиционные методы и средства развития. Одним из таких нетрадиционных методов является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, которая зарекомендовала себя с положительной стороны, а самое главное она очень увлекательна, и нравиться детям и в настоящее время пользуется большой популярностью.

Таким образом, применение данной методики в занятиях связанных с развитием речи очень актуальны и новы.

В нашей дошкольной организации для более легкого восприятия данного метода, детям было предложено называть шарики и колечки «су-джок» - «ёджики»

Цель: закрепление знаний о перелетных птицах, букве «Н» и звуках «Н» и «НЬ» с использованием «су-джок-терапии».

Задачи:

  1. упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики;
  2. учить определять звук в ряду звуков, слогов, слов с использованием  «ёджиков»;
  3. упражнять в выполнении пальчиковой гимнастики с использованием «ёджиков»
  4. развивать память, закрепляя словарный запас по теме "Перелетные птицы".

Ход занятия

 Организационный момент.

Игровое упражнение с мячом “Назови признаки осени”.

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель: - Сейчас вы по очереди будете называть признаки осени и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Осенью …..”

- Молодцы ребята! Вспомнили мы с вами, что же бывает осенью.

-  И  как вы уже сказали, что осенью птицы улетают на юг.

- А как называют этих птиц? (Перелетные)

Воспитатель: - Ой, ребята смотрите письмо!

- Давайте его скорее откроем и  прочитаем!

«Дорогие ребята пишет вам буква «Н» со своими друзьями звуками «Н» и  «НЬ» мы пошли гулять, но вдруг на нас налетел ветер и унес в жаркие страны помогите нам вернуться к вам».

- А давайте с вами превратимся в перелетных птичек! И попутешествуем по свету в поисках наших пропавших друзей! (Только дети, про себя подумайте, кто в какую перелетную птичку хочет превратиться.)

- Раз, два, три, вокруг себя обернись и в птичку превратись.

- Ну что в путешествие!

Дети: - Да.

Воспитатель: - Но ребята чтобы, полететь,  сначала нам нужно размять, наши крылышки!

Пальчиковая гимнастика (с использованием су-джок шариков)

“Десять птичек - стайка”

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Катаем «шарики - ёджики» в ладонях)

Эта птичка – соловей, (Надеваем «кольцо - ёджик» на пальцы, начиная с большого.)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!(катаем «шарики - ёджики в ладонях»)

Воспитатель: - Птички  мои,  но чтобы нам отправиться в такое долгое и сложное путешествие  нам нужно размять наши  глазки, чтобы быть внимательными и ни чего не упустить.

Гимнастика для глаз

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

Пробежать по кругу глазами.

Подремать - закрыть глаза и расслабиться.

Воспитатель:- А теперь мы с вами сделаем веселую птичью гимнастику для язычков.

Артикуляционная гимнастика

“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”. (При этом сильно сжимаем  «шарик - ёджик» сначала в одной руке потом перекладываем в другую).

“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”. (Катаем «шарик - ёджик по ребру ладони).

“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”. (Катаем «шарик - ёждик» по  ладони).

“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.

Воспитатель: - Ой, какие вы все молодцы! - Ну, теперь полетели!

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель:- Ой ребята смотрите новое письмо!

 «ХА- ХА я злой ветер пока не выполните все мои задания, я вам не верну букву «Н» и её друзей звуки «Н» и «Нь».

Вот мое первое испытание:

Найдите в звуковых рядах звуки «Н» и «Нь»

Воспитатель произносит звуки дети, когда услышат звуки «Н» или «Нь» должны постучать пальчиками по шарику «су-джок»

Вот мое второе задание  птички:

Скажите мне, какой вы звук чаще всего слышите в этих словах?

Нос, носки, нота, стакан, лимон

Расскажите мне, какой вы звук чаще всего слышите в этих словах?

Нитки, тень, конь, день

Вот мое третье задание:

А теперь расскажите про звук «Н»

Воспитатель: - Какой он?

- Гласный или согласный?

- Твердый или мягкий?

- Теперь положите ручку на горлышко и произнесите звук «Н», если голосок работает, то значит он еще и звонкий.

Воспитатель: - Ой, ребята давайте немного отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику.

Мы с вами долго - долго летим, выполняем различные задания и наверно замерзли, давайте погреем наши замерзшие крылышки.

Дыхательная гимнастика

«Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос  и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Воспитатель: - А теперь давайте разомнемся.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель:-  Все давайте, снова примемся за наши задания,  злой ветер оставил еще письмо с  заданием

А вот и четвертое задание

. Игра с мячом “У кого кто? (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).

- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Дрозд (дроздята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

- Утка (утята)

- Гусыня (гусята)

Пятое задание

«Определите положение звука «Н»  и «Нь» в слове»

(детям предлагаются картинки с изображением и подписанным словом)

Пеночка, жаворонок, клин, нырок, скворечник.

Давайте немного отдохнем от заданий и поиграем

Игра «Кого не стало»?

Картинки убираем по одной и дети должны отгадать, какая птичка улетела.

Воспитатель: - Ой, ребята смотрите нам еще одно письмо теперь  с самым последним заданием, если мы, его выполним, верно, то ветер вернет нам нашу букву ЭН с ее друзьями звуком «Н» и «Нь».

Выкладываем букву «Н» из счетных палочек.

Воспитатель: - Ну, вы молодцы справились с заданиями!

- А теперь произнесем слова «Раз, два три, повернись и обратно превратись».

- Какую букву мы с вами спасали? А какие звуки?

- В кого мы с вами превращались?

- В каких птиц?

- Что вам понравилось?

- Что мы делали?

- Молодцы! 

Список литературы

  1.  Нетрадиционные формы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие /сост.: Н.К Сенина, Е.В. Симакова, О.Ю. Очередько и др. - Кемерово : ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», 2013.-99 с.
  2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  4. Конспект логочаса в старшей группе на тему «Перелетные птицы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/logochas-na-temu-perel-tnye-pticy-starshaja-grupa.html. - 08.06.2015.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...

Конспект занятия по лексической теме"Перелетные птицы"

НОД конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия «Рукотворный мир» Тема: «Перелетная птица грач» Старший дошкольный возраст

Конспект занятия «Рукотворный мир»Тема: «Перелетная птица грач»Старший дошкольный возраст...

Конспект занятия по аппликации Тема: «Перелетные птицы».

создание композиции, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации...

Конспект занятия ООД по теме "Перелетные птиц" лепка в средней группе

Конспект ООД по лепке в средней группеТема: Перелетные птицыЦель: Создать условия для отработки умений и навыков работы с пластилином при скатывании, прикреплении и вытягивании создавая образ.Задачи:1...