Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в логопедии"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье предоставлена информация об основных здоровьесберегающих технологиях, используемых в логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakonferentsiyu.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, как условие повышение качества образовательной среды»
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, на всех этапах его развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни.
В условиях комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии не требуют усилий, активизируют процесс коррекции речи детей способствуют оздоровлению всего организма.
Здоровьесберегающая технология — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
При использовании здоровьесберегающих технологий в логопедической деятельности коррекционная работа становятся более перспективным средством для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На своих логопедических занятиях мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз:
- пальчиковая гимнастика;
- су-джок терапия;
- физкультминутки;
- кинезиологие упражнения;
- биоэнергопластика;
-литотерапия.
Дыхательная гимнастика
Диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Также на своих занятиях уделяю внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху. Ведь плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются условием четкой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, нарушены.
Для развития дыхания мы используем игры и упражнения:
- «Тучки собираются»;
- «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;
- Упражнение «Шторм в стакане».
Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываю возможности каждого ребенка.
Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.
Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Использование такого упражнения «Перебери» (ребенку предлагается тарелка, в которой смешаны разные камушки, и он должен их положить в разные сосуды).
Кинезеологические упражнения
Кинезеологические упражнения, направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используем комплекс кинезеологических упражнений: «Зайчик –козочка», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
«Ухо-нос-хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.
Две веселые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Артикуляционная гимнастика
Важной и неотъемлемой часть логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата,
-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков,
-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.
Су - Джок терапия
Су-Джок терапия была предложена российским практикам профессором из
Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году.
В основе Су – Джок лежит взгляд на организм человека как на единую
энергетическую структуру, процессы в которой взаимосвязаны.
В логопедической и психологической практике в последнее время используется метод Су-Джок терапии.
Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых
трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.
Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой,
мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует
развитие речи ребенка.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Литотерапия
Литотерапия - использование лечебных свойств камней. Литотерапия в логопедической практике – использование свойств минералов для коррекции речевых нарушений и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.
Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.
Итак, в логопедической практике можно применять следующие методы и приемы литотерапии:
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками, сухой бассейн из камней);
- массаж стоп – стоун массаж;
- в сочетании с песочной терапией (можно использовать манку) - выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков);
- в сочетание с акватерапией – бросать в воду, разглядывать камни в воде, доставать из воды;
- различные дидактические игры с использованием камней, например, игра «Цвета» (перебираем и перекладываем), Игра «Дорожки» (можно строить дорожки разными способами), игра «Сокровища» и др.
Практика показывает, что элементы литотерапии возможно использовать практически во всех направлениях логопедии, решая такие коррекционные задачи:
- формирование звукопроизношения;
- формирование фонематических процессов;
- формирование лексических и грамматических средств языка;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- профилактика заикания;
- развитие познавательных процессов, произвольного внимания, памяти;
- стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и мышечного напряжения
Использование элементов литотерапии в логопедической работе благоприятно влияет на развитие речевых, двигательных навыков, психических и познавательных процессов детей. Литотерапия, как нетрадиционный метод воздействия, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами.
Упражнения на релаксацию
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,
- помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе логопед использует упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использует спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Логоритмика
Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;
- формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;
-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.
Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.
В своей работе мы используем физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.
Физкультминутки
Использование физкультминутки положительно влияют на логопедические занятия. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости. Направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развивают общую моторику.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
- повышается обучаемость;
- улучшается восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Правильно говорящий ребёнок – здоровый ребёнок.
Воронецкая О.С. к.филос.н., доцент, учитель-логопед категория первая. ГБДОУ № 29 Пушкинского района
Николаева И.С. учитель-логопед ГБДОУ № 29 Пушкинского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."
В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....
Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).
laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Статья "Использование мультипликационной технологии в работе учителя – логопеда"
Для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений все чаще применяются нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми. Новизной и о...
Статья «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
laquo;Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с д...
Статья "Использование игровых технологий как основного метода работы учителя-логопеда" https://drive.google.com/file/d/1EAEPH0VosfNizqgwsEHSzRdKT14TPVK9/view
В статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ....