Игра – важнейшее направление коррекционной логопедической работы
консультация по логопедии (старшая группа)

Камалиева Олия Хайретдиновна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – важнейшее направление коррекционной логопедической работы

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у нас, логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На своих занятиях тоже использую игровые приемы обучения.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Характеристика логопедических игр.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня.

Практический материал разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки ,чистоговорки, считалки.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

Игровые приемы в логопедической работе.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие , слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например:

  • Игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове
  • Игра «Полет бабочки» - пособие для работы над воздушной струей.

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые использую в своей работе. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Игра «Заправка»

Цель : автоматизация звука Р и определение места звука в словах.

Ребенку предлагается рассмотреть грузовик и назвать предмет , который на нем нарисован. Далее предлагается ему заправить грузовик на нужной колонке, определив для этого место звука в слове.

Игра «Матрос»

Цель: автоматизация звука  и определение места звука в словах и в предложениях.

Ребенку предлагается крутить круг. Появляется картинка.

Называет предмет. Составляет предложение. Матрос смотрит на петрушку.

Игра «Что в рюкзаке у Матроскина»

Берет картинку называет предмет. Составляет предложение. Можно и играть и с фонариком.

Игра «Фотоаппарат»

Игра для формирования слоговой структуры слова.

Игра «Что в вагончиках»

Игра на автоматизацию звуков Р-Рь

Мне нравится пособия Коняхиной Натальи Анатольевны, логопедические игры с фонариком.

Идея применения фонарика в играх получила широкое распространение среди педагогов. В частности у учителей -логопедов, ведь такие игры привлекают детей и способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания и речевой активности.

Цель использования фонарика в логопедических играх:

•Повышение мотивации детей к коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий

Задачи:

Коррекция звукопроизношения;

Обогащение словарного запаса;

Совершенствование грамматического строя речи;

Развитие связной речи;

Развитие психических процессов;

Повышение интереса детей к занятиям;

Повышение эффективности коррекционной работы.

Технология выполнения:

Предметные картинки, подобранные в соответствии с интересующей темой, спрятаны за определенный фон и склеены (можно заламинировать). Для того, чтобы их увидеть  необходимо подсветить картинку сзади фонариком. Так просто, но для детей –это  настоящее «волшебство».

В них можно играть индивидуально и в подгруппах.

Принцип таких игр прост – карточка состоит из двух картинок, наложенных одна на другую, подсветив фонариком за карточкой, сразу становится видно, что изображено на нижней картинке.

Таким образом, мы можем спрятать что угодно под чем угодно в зависимости от фантазии педагога и над какой группой звуков или задачей ведётся работа в данный момент.

Игры, представленные Вашему вниманию можно использовать:

  • На фронтальных и подгрупповых  занятиях, при изучении лексического материала;
  • Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
  • В совместной работе детей и родителей дома по заданию логопеда;

В группе  воспитателю с ребёнком во время закрепления задач, поставленных логопедом

Картотека моего пособия игр с фонариком:

  • Игра с фонариком  «Кто звонит по телефону?»

Цель: автоматизацировать звукопроизношение шипящих, звука [Ш]. Формировать правильную воздушную струю. Уточнить артикуляцию и произношение звука [Ш]. Развивать связную речь; обогащать словарь. Учить употреблять правильно ударение в глаголе “звонить” и предлог «ПО».

  •  Игра с фонариком «Что нарисовал Дед Мороз?»  

Цель: отработка звукопроизношения трёхсложных слов с закрытым слогом (7 ССС по Марковой А.К.). Развивать связную речь; обогащать словарь. Учить употреблению глаголов с приставкой «НА». Развивать логическое мышление, внимание.

  • Игра с фонариком «Какая буква напечатана  в блокноте?

Цель:  закрепить образ печатной буквы. Сопоставление печатной буквы с графическим образом; предупреждение нарушений письменной речи.

         Игра с фонариком «Что в шарике»

Цель:  автоматизировать звукопроизношение шипящих, звука [Ш]. Формировать правильную воздушную струю. Уточнить артикуляцию и произношение звука [Ш]. Развивать связную речь; обогащать словарь. Учить употреблять правильно предлог «В».

Игра с фонариком «Три поросенка» или что в коробке?

Цель : автоматизация звукопроизношение Развивать связную речь. Определение места звука в словах. Учить употреблять предлог В.

Игра «Что в рюкзаке у Матроскина»

Берет картинку называет предмет. Составляет предложение. Можно и играть и с фонариком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.

Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,  когда...

Консультация "Игра – важнейшее направление в коррекционной работе учителя-логопеда".

Из данной консультации   можно узнать, что  игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и ф...

Направления коррекционно-логопедической работы учителя-дефектолога в условиях Специализированного дома ребенка.

Направления работы описаны по возрастам: от0 до 1 года, от1 года до 2-х лет, от 2-х лет до 3-х лет, от 3-х до 4-х лет....

«Игра – основное направление коррекционной логопедической работы»

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Что – это значит, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру. Зде...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

Основные направления коррекционно-логопедической работы.

Статья.Основные направления коррекционно-логопедической работы.Коррекционная деятельность учителя-логопеда с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) предполагает определенные направления работы, кото...