Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Майя Игоревна Матвеева

Большую помощь логопеду оказывают игровые приемы. Они максимально широко используются на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.

При отработки артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений и поз. Игровые артикуляционные упражнения направлены на длительность их выполнения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга воет

Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса, способность изменять ее в нужный момент.

Оборудование сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» – изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» – снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» – замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Дровосек

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Певец

Цель: развивать силу голоса и плавную воздушную струю.

Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается).

2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко – средне – тихо – шёпот – беззвучная артикуляция.

Добавь слог

Цель: развитие длительной воздушной струи.

Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок – каждый раз на один слог больше.

Например, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па».

Эхо

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио, и т. д. И отдельные слова: «Ау, Оля!», «Ау Петя!».

Лягушка

Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «ква».

Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «ква – а – а»

Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква – ква – ква», втягивая живот.

Самолёт

Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у».

Мычалка

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, производится вдох.

Лыжник

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м».

Повторять 1,5-2 мин.

Волна

И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.

На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».

После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Часики

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе «тик – так»

Дирижер

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные;

синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые;

зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие;

синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые;

зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.

Паровозик

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».

Продолжительность – до 30 секунд.

«Дразнилка» или «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

Курочка

И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Лестница

Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Вырасти большой

И.п.: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Аромат кухни

Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а – а – ах».

Зима

«Снег идет»

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.

1 – плавно опускать руки (вдох носом);

2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!».

Повторить 3-4 раза.

«Холодно зимой»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох);

2 – обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!».

Повторить 3-4 раза.

«Греем ручки»

И.п.: о.с.

1 – потирать «озябшие» руки (вдох);

2 – на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.

«Снежки»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.

1 – наклониться вниз, взять «снежок» (вдох);

2 – на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!

Повторить 3-4 раза.

Весна

«Ручеек журчит»

И.п.: о.с.

1 – волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом;

2 – на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!».

Повторить 3-4 раза.

«Сосульки звенят»

И.п.: о.с.

1 – поднять руки вверх, вдох носом;

2 – ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон! Повторить 3-4 раза.

«Капель стучит по крыше»

И.п.: о.с.

1 – плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке;

2 – на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!

Повторить 3-4 раза.

Лето

«Дождик»

И.п.: о.с. 1 – попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!; 3 – попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 4 – на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

«Идем по лужам»

И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп! 3-ходьба на месте (вдох); 4-на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3-4 раза.

«Загораем»

И.п.: о.с. 1-поднять руки на затылок, вдох, посмотреть вверх на солнышко; 2-опустить руки вниз через стороны, выдох, голову опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.

«Тянем руки к солнышку»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- вдох, поднимать руки вверх; 2- выдох, и.п.  Повторить 3-4 раза.

Осень

«Идем по лужам»

И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3-ходьба на месте (вдох носом); 4- на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп». Повторить 3-4 раза.

«Вода в лужах»

И.п.: о.с. 1-на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2- на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!» Повторить 3-4 раза.

«Осенний ветерок»

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1-плавный вдох; 2- на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз.

Домашние птицы

«Петух»

И.п.: о.с. 1-мах руками (вдох); 2- на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3-4 раза.

«Индюк»

И.п.: о.с. 1-вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3-4 раза.

«Гуси шипят»

И.п.: о.с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Утки»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1-перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2- на выдохе произносить «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!». Повторить 3-4 раза.

Насекомые

«Пчелы жужжат»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2-и.п., на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.

«Лови комара»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- на выдохе хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой; 2- на выдохе произносить; «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3-4 раза.

«Сверчок»

И.п.: о.с. 1-присесть (вдох); 2- на выдохе произносить: «Чок-чок-чок!». Повторить 3-4 раза.

«Муха в паутине»

И.п.: о.с. 1-пербирать «лапками» перед собой (вдох); 2-на выдохе произносить: «З-з-з!». Повторить 3-4 раза.

Дикие животные

«Олень»

И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба.

1 – вдох-выдох, руки вперед;

2 – вдох, руки в стороны, выдох, и.п.

Повторить 3-4 раза.

«Сердитый ежик»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.

1 – наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох);

2 – на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-р-р». Повторить 3-4 раза.

«Волк»

И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди.

1 – вдох – выдох, туловище слегка наклонить вперед, правую руку выпятить перед собой;

2 – вдох, и.п.. То же левой рукой, и.п.

Повторить 3-4 раза.

Дикие птицы

«Кукушка»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны;

2 – и.п., на выдохе произносить: «Ку-ку! Ку-ку!». Повторить 3-4 раза.

«Дятел»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны;

2 – и.п., на выдохе произносить: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук.

Повторить 3-4 раза.

«Голубь»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны;

2 – и.п., на выдохе произносить: «Гру-гру! Гру-гру!». Повторить 3-4 раза.

«Улетают птицы»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 – глубокий вдох;

2 – медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

Рыбы, водоемы, земноводные

«Шум моря»

И.п.: о.с. 1-вдох; 2-на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Чайки ловят рыбу в воде»

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1-вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны; 2-выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.

«Лягушонок»

И.п.: о.с. 1-слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед; 2-на выдохе протяжно произносить: «К-в-а-а-а-к». Повторить 3-4 раза.

«Рыба сорвалась с крючка»

И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «Удочку». 1-имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2- на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3-4 раза.

Лес, деревья

«Сосна»

И.п.: о.с. 1-вдох, руки вытянуть в стороны; 2-наклон туловища вправо (выдох); 3-и.п. (вдох); 4-наклон туловища влево (выдох). Повторить 2-3 раза.

«Елочка»

И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. 1-наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2-и.п. (вдох-выдох). Повторить 2-3 раза.

«Вдыхаем запах леса»

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.

«Шум леса»

И.п.: о.с. 1-вдох; 2-на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3-вдох; 4-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5-вдох; 6-на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

Одежда, обувь

«Застегиваем молнию на куртке»

И.п.: о.с. 1-правой рукой застегивать куртку (вдох); 2-на выдохе произносить «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3-4 раза.

«Стираем белье»

И.п.: о.с.1-потереть кулачки друг о друга (вдох); 2-на выдохе произносить: «Трем-трем-трем!». Повторить 3-4 раза.

«Гладим белье»

И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Отжимаем белье»

И.п.: о.с. 1-прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох); 2-на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3-4 раза.

Надуй игрушку

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Качели

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. Вдох и выдох производится через нос.

Дудочка

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Домашние животные

«Кошка мяукает»

И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.

«Собака лает»

И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повторить 3-4 раза.

«Ослик»

И.п.: о.с. 1-опустить голову вниз, идти на пятках назад (вдох); 2- на выдохе произносить: «Иа-иа-иа! Иа-иа-иа!» Повторить 3-4 раза.

«Баран»

И.п.: о.с. 1-опустить голову вниз, идти вперед (вдох); 2- на выдохе произносить: «Бее-бее-бее! Бее-бее-бее!». Повторить 3-4 раза.

«Свинья»

И.п.: о.с. 1-покачивать головой вверх-вниз (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю!». Повторить 3-4 раза.

Животные жарких стран

«Слон»

И.п.: о.с. 1-вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2-выдох. Повторить 3-4 раза.

«Крокодил»

И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-вдох, руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2-выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.

«Разговор обезьян»

И.п.: о.с. 1- на вдохе делать небольшие приседания; 2-на выдохе произносить: «Ух-ух-ух! Ух-ух-ух!». Повторить 3-4 раза.

«Змея»

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-вдох-выдох, руки вытянуть вперед (Ш-ш-ш!); 2-вдох-выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.

Кто дольше сможет подуть на листики?

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Голодный слон

Цель: развитие длительного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: фигурка слона, бумажная мальма с бананами.

Ход игры: Ребенку предлагается сдуть бананы, растущие на пальме. Бедняжка, слон никак не может достать бананы с пальмы, т.к. они растут очень высоко. Давай с тобой ему поможем.

Лети, самолетик!

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

На море

«Большое море» - и.п. – о.с. (3-4 раза)

  1. вдох, руки в стороны, подняться на носки.
  2. выдох, вернуться в и.п.

«Чайки ловят рыбу» - и.п. – ноги врозь. (3-4 раза)

  1. вдох, наклон вперёд, руки в стороны.
  2. выдох, вернуться в и.п.

«Дельфины плывут» - и.п.- о.с. (3-4 раза)

  1. вдох.
  2. выдох, наклониться, коснуться правым локтем левого колена.
  3. вдох. Вернуться в и.п.
  4. выдох, наклон к правому колену.

Бульбульки

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

Волшебные пузырьки

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Лети, бабочка

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки (желтая, оранжевая, малиновая, золотая)

Ход игры: перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: перед началом игры сделайте игрушку-вертушку из бумаги. Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Замело елочку

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: елочка, снег (из пенопласта), коктейльная трубочка.

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом. Посмотри, какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку.

Горох против орехов

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника.

«Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

Мельница

Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: ветряная мельница.

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось. Какая солнечная сегодня погода, но, к сожалению, безветренно, а для того, чтобы работала наша мельница, нужен ветер. Давай с тобой изобразим его.

Гонки

Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл

Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта. Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину, чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу.

Ароматные коробочки

Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами (мандарина, чая, гвоздики).

Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха.

Птички (бабочки)

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Бегемотик

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

Обними себя

Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.

  • Сделать глубокий вдох.
  • Молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы кисти хлестнули по лопаткам.

Плавно и медленно вернуться в и.п., делая глубокий медленный вдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...

Семинар-практикум для воспитателей: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения».

Оказание помощи воспитателям в организации и проведении логопедических игр для закрепления правильного звукопроизношения....

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе.Согласно статистике количество речевых нарушений в после...

«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Целью проведения занятий в виде игры является достижение наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения.Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколькозад...