Семинар-практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя»
консультация по логопедии
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
• речевой слух,
• речевое внимание,
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_praktike_vospitatelya.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.
Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе .
Цель а ртикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Группы упражнений: 1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения ОАА, 2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров , заднеязычных). 3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя , так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений . Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему .
2 . Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления. Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе.
3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнени й, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим . 4 . На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз .
5 . При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным . Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме . Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…) Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Комплекс для свистящих
Комплекс для шипящих и Л
Комплекс для Р
Тест «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДО»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...
Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Артикуляционная гимнастика - это важно!"
семинар - практикум...
Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя
Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя...
Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".
18 сентября учителями-логопедами проведён тематический семинар-практикум для воспитателей ДОУ....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»
На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....
Семинар-практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
Семинар-практикум состоит из 2х частей. В первой части раскрывается актуальность артикуляционной гимнастики, правила проведения ее дома. Во второй части родителей знакомят с комплексами артикуля...
Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"
Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...