Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

 

                                                  Беляева Н.А.

                                              Учитель – логопед

Саранск, 2021 г.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

 

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности родителей, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Задачи:

1. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

2. Познакомить с правилами выполнения основных артикуляционных упражнений;

3. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

4. Отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений;

4. Повысить уровень компетентности родителей по развитию правильного звукопроизношения у детей;

5. Заинтересовать родителей в проведении артикуляционной гимнастики дома с детьми.

Участники семинара: родителей дошкольников с речевыми нарушениями и учитель- логопед (ведущий практикума).

Продолжительность: 30 - 35 минут

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», видео «Артикуляционная гимнастика с Машей», «Артикуляционная гимнастика», презентация наглядно-дидактических пособий, памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Веселые упражнения для язычка».

Оборудование: 6 столов, стулья, зеркала, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, компьютер.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Оформление презентации: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения».

3. Разработка памяток для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Веселые упражнения для язычка».

Ход практикума

1.Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!

Предлагаю вам представиться - назвать своё имя отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени, отчества.

Логопед называет своё имя отчество: «Меня зовут Тамара Степановна. - Я трудолюбивая и смелая!». Родители представляются друг другу.

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами!

2. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

Большинство детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Это обусловлено тем, что у детей данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – основной фундамент при подготовке к постановке звуков. 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия:

• улучшают кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• улучшают подвижность органов речевого аппарата;

• укрепляют мышечную систему языка, губ, щек;

• учат ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• увеличивают амплитуду движений;

• уменьшают напряженность артикуляционных органов;

• подготавливают ребенка к правильному произношению звуков.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Занятие по работе с артикуляцией дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Для того, чтобы повысить их интерес к выполнению сложных и рутинных упражнений, нужно превратить каждодневные тренировки в весёлое увлекательное путешествие.

Для повышения интереса ребенка к выполняемому упражнению рекомендуется использовать стихотворные тексты, картинки, игрушки.

Дети очень любят, когда движения сопровождаются занимательными стихами. Им интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений.

3. Артикуляционные упражнения: статические и динамические

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамически, статически-динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Статические упражнения.

1. Упражнение «Улыбка».

Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

Методические рекомендации.

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.

2. Упражнение «Блинчик».

Блинчик вкусный и румяный

Испечёт на завтрак мама.

Раньше встанем мы с Серёжей,

Маме печь блины поможем.

Методические рекомендации.

Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.

3. Упражнение «Киска сердится».

Выгнув спинку, злится киска,

Очень киске нужен «Вискас».

Выгнем язычок мы тоже,

Чтоб на киску был похож он.

Методические рекомендации.

Губы в улыбке, зубы видны.

Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.

4. Упражнение «Горка».

Во дворе Егорка

Из снега строит горку.

Мы конечно, тоже,

Все ему поможем. (Аналогично упражнению «Киска сердится».)

5. Упражнение «Оскал».

Грозный тигр сердиться стал.

Показал он свой оскал.

Сделать все оскал мы сможем,

Чтоб на тигра быть похожим.

Методические рекомендации

Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить

сомкнутые зубы (верхние и нижние).

6. Упражнение «Птенчики».

Птенчики в гнезде сидят,

Очень громко все галдят.

Скоро мать, наверняка,

Принесёт им червяка.

Методические рекомендации.

Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ.

Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

7. Упражнение «Дудочка».

Губки каждый пусть сожмёт

И потянет их вперёд.

Получилась дудочка,

Дудочка – погудочка.

Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

8. Упражнение «Чашечка».

Взялся язычок за дело,

«Чашечку» он сделал смело

Ловко вверх подняться смог

Наш широкий язычок.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.

9. Упражнение «Грибок»

Под осиной, под осиной

В красной шапке гриб красивый.

Подосиновик – грибок,

Полезай в наш кузовок.

Методические указания.

1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

Динамические упражнения

1. Упражнение «Часики»

На стене часы у нас,

Скажут всем, который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложиться спать.

Методические рекомендации

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Язык при движении не должен задевать зубы.

3. Нижняя челюсть неподвижна.

2. Упражнение «Качели».

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

3. Упражнение «Вкусное варенье».

Очень вкусное отличное

Съем варенье земляничное,

И широким язычком

Губку оближу потом.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

4. Упражнение «Спрячь конфетку».

Я конфетку за щеку

Спрятать быстренько смогу.

Угадайте, детки,

Где сейчас конфетка?

Методические рекомендации.

Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.

Нижняя челюсть неподвижна.

5. Упражнение «Индюк».

Во дворе индюк болбочет,

Испугать детей он хочет.

Хоть его боимся, всё же

Сделать так сумеем тоже.

Методические указания.

1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.

2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

4. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Упражнение «Лошадка».

Что за цокот раздаётся?

То лошадка к нам несётся.

На лошадку мы глядим,

Так же цокать все хотим:

- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.

Наш зацокал язычок.

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Упражнение «Дятел».

Дятел на сосне сидит.

Клювом дерево долбит.

Он найдёт, наверняка,

И жука, и червяка:

Д – Д – Д – Д – Д…

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам(альвеолам) за верхними зубами, произнося звуки: «д-д-д-д).

Методические указания.

1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык

2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

8. Упражнение «Почистим зубки».

Мы по зубкам язычком

Влево, вправо проведём.

Мы с зубною щёткой дружим,

Стоматолог нам не нужен.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Разминка. Развитие артикуляционной моторики.

В качестве разминки предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежитна нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать.

Завтра опять будем гулять.

Логопед: Мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

5. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед предлагает родителям:

  1. выполнить артикуляционную гимнастику для мальчиков (занимательная поездка на машине);
  2. сделать артикуляционную гимнастику вместе с Машей (видео);
  3. придумать самим артикуляционную сказку.

6. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики дома

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, стали более прочными. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-7 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Все упражнения выполнять перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, когда ребенок видит лицо взрослого и свое лицо). Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

5. Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать ребенка: «Давай поиграем с язычком…».

6. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

7. Покажите правильное выполнение упражнения.

8. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

9. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

10. Покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

11. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

1.     Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.     Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.     Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

4.     Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

5. Артикуляционная гимнастика способствует снятию эмоционального напряжения.

6. Артикуляционная гимнастика способствует формированию самоконтроля.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике, которые будут отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Е.С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»;

Е.М. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи»;

Костыгина В.Н.  "Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз Год издания: 2007

Костыгина В.Н. "Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство: Карапуз, 2003.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4 -7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Особенно я хотела отметить книгу Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком.

Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

7. Обмен впечатлениями о семинаре-практикуме.

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. Логопед предлагает родителям ответить на вопросы.

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?

4. Будете ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?

5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

6. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

8. Итог практикума

Наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.

Благодарю Вас за то, что Вы приняли участие в практикуме.

Логопед раздает памятки, буклеты для родителей с описаниями игр и упражнений, представленных выше.

Список используемой литературы

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

Костыгина В.  "Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз Год издания: 2007.

Костыгина В.Н. "Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство: Карапуз, 2003.

Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4 -7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Семинар -практикум для воспитателей.Тема : "Артикуляционная гимнастика".

Особенности проведения артикуляционной гимнастики. Основной комплекс артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".

18 сентября  учителями-логопедами проведён  тематический семинар-практикум  для воспитателей  ДОУ....