СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»
материал по логопедии (старшая группа)
На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-publikatsiya.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Роль артикуляционной гимнастики
в речевом развитии ребёнка»
План семинара-практикума
- Оргмомент. Артикуляционная гимнастика-считалочка
- Представление воспитателями картотек для проведения артикуляционной гимнастики, имеющихся на группах.
- Теоретическая часть "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
- Практическая часть с презентацией
- Выставка-презентация картотек и игровых пособий для проведения артикуляционной гимнастики, имеющихся в логопедическом кабинете.
Цель — повышение компетентности педагогов о необходимости раннего развития речевого аппарата детей с помощью артикуляционной гимнастики.
Задачи:
Показать некоторые особенности состояния артикуляционного аппарата у детей.
Познакомить педагогов с приемами работы логопеда; объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику. Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме.
Оборудование: ноутбук, презентация по теме семинара, зеркала по количеству педагогов, памятки «Правила проведения артикуляционной гимнастики».
Оргмомент: Артикуляционная считалка (автор Куликовская Т.А.)
Итак, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени, ножки подружили, посмотрели на меня - улыбнулись.
А теперь, внимание на экран. Начинаем.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Раз - мы песенку запели (бегемотик)
Два - уселись на качели (качели)
Три - на лошади скакали (лошадка)
На четыре - поболтали (индук)
Пять - по зубкам постучали (барабанщик)
Шесть - мы в часики играли (часики)
Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)
Восемь - спела нам гармошка (гармошка)
Девять - сделали грибок (грибок)
Десять - ротик на замок.
Теоретическая часть
По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.
Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:
1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.
2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.
3. Недостатками в развитии фонематического слуха.
Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие
Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические. К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада. Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «часики»,«лопатка-иголка».
Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:
- губ,
- нижней челюсти,
- языка,
- мягкого нёба,
- мимической мускулатуры (щёк).
А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:
- Для заднеязычных звуков;
- Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
- Для губных звуков;
- Для свистящих звуков;
- Для шипящих звуков;
- Для сонорных звуков;
- Для мягких звуков;
- Для звонких звуков.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Памятка Как проводить артикуляционную гимнастику?
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.
Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
4. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка и у взрослого.
Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.
- Улыбнись
- Покажи зубы,
- Приоткрой рот,
- Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.
Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.
Детям 2 младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).
В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.
В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.
В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».
Для того, чтобы заинтересовать детей, упражнения стали объединять в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
В младших группах в основном используются сказки о прогулках Веселого Язычка. (Источник: http://webdeti.net// )
В старших группах также используются сказки, но уже более серьезные, например авторские сказки Т.В.Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». (презентация картотеки артикуляционных сказок). Можно также использовать стихи, загадки, считалки.
Придумывайте, фантазируйте, сочиняйте и успех не заставит себя долго ждать!
Практическая часть (сопровождается презентацией )
«Весёлая артикуляционная гимнастика».
Предлагаю вашему вниманию различные артикуляционные гимнастики в виде сказок, рассказов, стихов, которые будет увлекательно делать вместе с ребёнком.
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».
Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
3. Улыбка, хоботок. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами (за нижними резцами);
Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя
8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык – иголочкой потом и потянем остриём.
10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
11. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
12.«Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу.
Скок, лошадка! Скок, скок, скок!
Цок, копытце! Цок, цок, цок!
13. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов.
Пригласили маляра, потолок белить пора.
14. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо.
Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д!
15. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута.
К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи.
Посмотри скорей, дружок, вырос в ротике грибок.
16. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (широкая улыбка, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРУШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние зубы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ;
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
Итог практикума
Обмен впечатлениями.
Ответы логопеда на вопросы педагогов.
Рекомендуемая литература:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб, 2003.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб, 2007.
Косинова Е. Гимнастика для развтия речи. – М., 2003.
Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика – Детство-пресс, 2009
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др. – М., 2000.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1997.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Семинар-практикум для воспитателей с примерами упражнений...
Семинар-практикум для педагогов: «Роль, музыки в речевом развитии детей»
Материал предназначен для музыкальных руководителей детских садов....
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка....
Консультация для педагогов "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи. Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей арт...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...