«Комплекс оздоровительных и коррекционно - развивающих мероприятий в работе с детьми ТНР»
статья по логопедии (старшая группа)

Уровень развития речи оказывает прямое воздействие на характер взаимоотношений в социуме. Изучив ряд культурных практик по коррекции речевых нарушений, специалисты образовательного учреждения выделили, давно известную, зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Развитие мелкой моторики - гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности – является мощным стимулом развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. Именно этот факт положен в основу пальчиковой гимнастики для  тренировки пальцев рук, тем самым непроизвольно развивая органы артикуляции, речь ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развитию речи. Речь ребенка  становится отчетливой, исчезает нечеткость произношения. Развитая речь оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Чтобы помочь детям справиться с проблемой развития речи, специалисты образовательного учреждения через самообразование, курсовую подготовку изучив нетрадиционные подходы в коррекционном направлении, обозначили нетрадиционные методы и приёмы для применения в своей практической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комплекс оздоровительных и коррекционно - развивающих мероприятий в работе с детьми дошкольного возраста,

имеющими тяжелые нарушения речи» 

из опыта работы учителя – логопеда Анастасии Валерьевны Лебедевой

МБДОУ «Сибирячок», город Кодинск, Кежемский район

Уровень развития речи оказывает прямое воздействие на характер взаимоотношений в социуме. Изучив ряд культурных практик по коррекции речевых нарушений, специалисты образовательного учреждения выделили, давно известную, зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Развитие мелкой моторики - гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности – является мощным стимулом развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. Именно этот факт положен в основу пальчиковой гимнастики для  тренировки пальцев рук, тем самым непроизвольно развивая органы артикуляции, речь ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развитию речи. Речь ребенка  становится отчетливой, исчезает нечеткость произношения. Развитая речь оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Чтобы помочь детям справиться с проблемой развития речи, специалисты образовательного учреждения через самообразование, курсовую подготовку изучив нетрадиционные подходы в коррекционном направлении, обозначили нетрадиционные методы и приёмы для применения

в своей практической деятельности.  

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами  при проведении логопедических занятий введено использование логопедического массажа. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно – оздоровительных и коррекционно - развивающих мероприятий.  Для получения полного эффекта традиционные методы массажа сочетаются с дополнительным методом – самомассажем. Самомассаж помогает воздействовать на активные точки кожи. Стимуляция активных точек значительно улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме.

        Логопедический массаж, используемый в коррекционной работе представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений: шпатели, постановочные зонды, зонды для массажа, предложенные Е.В. Новиковой.

Логопедический массаж  делается  всем детям, имеющими  расстройство речи. Массаж осуществляется на всех этапах коррекционного воздействия, преимущество применения на начальных этапах работы.

В сочетании с логопедическим массажем, при осуществлении коррекционной работы проводится зондовый массаж. Регулярное использование зондового массажа положительно сказывается на развитии речевой моторики, после нескольких сеансов зондового массажа, в сочетании с логопедическим, у детей нормализуется произношение. Во время проведения зондового массажа оказывается механическое воздействие на область лица: губы, щеки, скулы, а также языка и мягкого неба. При этом активно используются специальные инструменты – зонды. Зондовый массаж как и логопедический проводится со всеми детьми, независимо от возраста с целью профилактики и непосредственно, с целью лечения. Ранняя диагностика и лечение помогает уберечь ребенка от последующих нервно – психологических травм.

Показания к применению зондового массажа.

Зондовый массаж рекомендован при таких отклонениях: PICT0794

  • дизартрия;
  • ринолалия;
  • нарушение голоса;
  • заикание;
  • моторная алалия;
  • дислалия.

Использование логопедического массажа при помощи зондов в системе коррекционной работы  помогает избежать в дальнейшем каких- либо нарушений речи, недоразвития слуха, задержки формирования навыков анализа слов, обеднения словарного запаса ребенка. Логопедический массаж в силу своей уникальности придается в практике специалистов ДОУ большое внимание. Благодаря его регулярному использованию удалось добиться положительной динамики в постановке правильного произношения звуков, нормализации мышечного тонуса, улучшении состояния голоса, нормализации речевого дыхания, улучшении психологического и эмоционального состояния.

Зондовый массаж языка. Массаж языка делается при помощи специальных зондов. Каждый зонд имеет свое предназначение.  Зондовый массаж языка проводим по методике Е. Новиковой. Перед началом массажа, выполняется гимнастика языка, которая состоит из 5-6 упражнений:

«Качели» Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому, а потом вверх к носу и вниз до подбородка. Рот при этом открыт.

«Часики» Рот открыт. Ребенок языком облизывает губы по часовой стрелке, затем – против нее.

«Дутье» Губы сложить в улыбку, язык положить на нижние губы и дуть с усилием.

«Лошадка» «Цокать» языком, следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

«Барабанщики» Рот в улыбки, зубы приоткрыты, язык стучит по основанию верхних зубов. Чтобы рот оставался в открытом состоянии между зубами можно вставить карандаш.

Дети выполняют упражнения с большим удовольствием. Длительность зарядки 5 минут.  В течение дня упражнения повторяются 3 – 4 раза.

        Техника выполнения массажа языка. Массаж языка проводится в положении сидя на стуле, при максимальном расслаблении. Специалист (логопед) при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняются в следующей последовательности – от кончика языка к корню, вначале боковые части, затем середина, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Для каждого метода, такого как прокалывание, надавливание, катание, используются специальные зонды, которые можно заменить маленькой ложкой, вилкой и зубной щеткой. Массаж языка проводим каждый день на индивидуальном занятии. Время выполнения занимает 5-7 минут.

Перед тем как начинать массаж ребенок проходит тест на присутствие рвотного синдрома. При выявлении такового массаж языка заменяется другим видом массажа. На сеансы выполнения массажа языка приглашаются родители, законные представители детей, с целью приобщения и обучения  делать массаж языка самостоятельно дома. Однако первые сеансы обязательно проходят под наблюдением специалиста учителя-логопеда.

Хороший эффект наблюдается при использовании таких нетрадиционных видов самомассажа, как: «Су – Джок терапия» и «Аурикулотерапия» 

Су – Джок терапия  обладает высокой эффективностью и безопасностью. Эта, своего рода, лечебная система уникальна тем, что создана самой природой и в этом заключена ее сила и безопасность. Наблюдая за природой, на определенном этапе, человек сделал открытие. В основу Су – Джок терапии заложено воздействие на высокоактивные точки, на кистях рук, которые соответствуют всем органам и участкам тела. Их регулярная стимуляция оказывает выраженное лечебное действие. Безопасность заключается в том, что неправильное применение стимуляции активных точек никогда не может нанести ребенку вред. В системе коррекционной работы образовательного учреждения приемы Су - Джок терапии активно  используются специалистами в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. При выполнении массажа Су – Джок шарами, дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

PICT0775PICT0778

Дети самостоятельно выполняют массаж пальцев эластичным кольцом, при этом поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,    (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков, ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука. Например: звук « Ш»

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Специалист прокатывает «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводим  упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, не менее эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком, который дополняет Су-Джок и способствует проявлению положительной динамики развития речи. Дети вместе со специалистом  Прокатывают шарик между ладошками, тем самым массируя  мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко,  следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо надевается на палец и проводится массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедура  повторяется несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук,  способствует развитию речи.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев массируются до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающий эффект на весь организм. Особое внимание обращается на массаж большого пальца, отвечающего за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие предметы). Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Использование Су-Джок в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционой деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются: высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект; абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;  универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Заметный эффект в коррекции речи отмечен в результате использования в коррекционной работе массажа ушных раковин (аурикулотерапия), Аурикулотерапия нашла признание и активно используется на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (разминание, надавливание, растирание, поглаживание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны: 1) противокозелок  2) треугольная ямка  3) зона перехода ножки завитка в восходящую часть  4) самая глубокая часть раковины (воронка)

PICT0783

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

Некоторые правила и подходы при выполнении самомассажа

ушных раковин.

  1. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
  2. Массажа выполняется в определенной последовательности: разминание, растирание, поглаживание.
  3. Обязательно учитываются гигиенические основы массажа.
  4. Время, для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
  5. Самомассаж ушных раковин проводится 2-4 раза в день взависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
  6. Следим за дыханием при самомассаже, дыхание  ровное и спокойное, тихое и комфортное, темп составляет примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
  7. Массаж  выполняется специалистом и самостоятельно детьми дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Он выполняется в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
  8. Наиболее эффективным и важным условием для дошкольников является выполнение самомассажа в форме игры.
  9. Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности нам помогают «игры с ушками» и небольшое шуточное стихотворение.

Самомассаж ушных раковин дети делают себе сами перед началом занятия и  во время пробуждения, после дневного сна.

«Игра с ушками»

«Найдем и покажем ушки». Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают сверху).

«Похлопаем ушками». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

«Лепим ушки». Кончиками большого и указательного пальцев «лепим» ушную раковину снизу вверх и сверху вниз.

«Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

«Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушам ладони и тщательно трет ими всю ушную раковину. В заключении дети расслабляются и слушают тишину.

«Поиграем с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять – будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем и опять играть начнем.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке дорожка идет.

По этой дорожке наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы, чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась наша игра.

Снизу в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы считать.

Ушкам отдохнуть пора. Вот и кончилась игра.

PICT0786

На индивидуальных занятиях массаж ушных раковин ребенка выполняется специалистом. Очень важно, чтобы ребенок сидел спиной к логопеду.

  • Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
  • Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного массажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работоспособность организма.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другую.

Все названные выше технологии помогают  нам добиться ощутимого результата в коррекции нарушений развития речи ребёнка. Наши воспитанники, все без исключения, занимаются с удовольствием, что немаловажно. А так же мы работаем в тесном контакте с родителями, объясняем, что и как мы делаем с ребёнком и для чего это делаем. Безусловная поддержка родителей является одним из важных условий эффективности нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Статья.Коррекционно-развивающая игротерапия в работе с детьми в специализированном Доме ребенка.

В Тульском областном специализированном доме ребенка воспитываются дети раннего возрастас поражением центральной нервной системы и нарушением психики. В повседневной работе специалистов дома ребенка и...

ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей....

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми  ОВЗ...

Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...

Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами....