СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
статья по теме

Панова Наталья Владимировна

 

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие  задерживается или нару­шается. Так или иначе, ребёнок остаётся ребёнком, которого мы взрослые обязаны понять, не навязывая ему своей воли, принять и помочь быть самим собой. Кабинет специалиста – часть развивающей среды, элемент микропространства, специфическое помещение, которое функционально служит определённым целям: 

- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.

- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

 - Оказание консультативной помощи   педагогам, родителям.

Кабинет может рассказать о методах и приёмах педагога, эффективности его работы. Кабинет учителя – логопеда, дефектолога – это его мастерская,рабочее место, как часть жизнедеятельностной среды для детей, должен отвечать общим принципам «обогащённости, наукоёмкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребёнка». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

               Я хочу, чтоб слово «занятие» из слова, из расписания

                В сосуд превратилось, наполненный занятостью детей,

                И настежь распахивал двери маленьким открывателям

                В мир, полный загадок, праздников и идей! (слайд №1, 2)

Чтоб каждый малыш почувствовал и удивился:

«У меня всё получилось, я сам это сделать смог!

Всё, чем занимаюсь я здорово и интересно,

Я завтра сделаю это снова и даже лучше! Вот!» (слайд №3)

                Матушкой общей природой в каждом из нас заложено

                Какое - то редкое чудо, тайна для всех оно.

                Вот только если открыться кто – то ему поможет,

                Чудо явится миру, и прорастёт зерно! (слайд №4)

Это слова молодого педагога из г. Озёрска С.А. Лукашиной в очередной раз заставляют нас задуматься о том, как организовать  такую жизнедеятельностную среду для ребёнка, которая бы создавала наилучшие условия для здоровой физической и психической жизни ребёнка. Особенно актуально это для детей с особыми образовательными потребностями.  В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие  задерживается или нарушается. Так или иначе, ребёнок остаётся ребёнком, которого мы взрослые обязаны понять, не навязывая ему своей воли, принять и помочь быть самим собой.

Кабинет специалиста – часть развивающей среды, элемент микропространства, специфическое помещение, которое функционально служит определённым целям: (слайд №5)

- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.

- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

    - Оказание консультативной помощи   педагогам, родителям.

Кабинет может рассказать о методах и приёмах педагога, эффективности его работы. Кабинет учителя – логопеда, дефектолога – это его мастерская,

рабочее место, как часть жизнедеятельностной среды для детей, должен отвечать общим принципам «обогащённости, наукоёмкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребёнка».

Значит, выбор помещения для работы и его обустройство должны быть целенаправленными и целесообразными.

Важно соблюдение санитарно – гигиенических норм и техники безопасности:

- освещённость; (слайд №6)

- соответствие мебели ГОСТу;

- условия для соблюдения воздушного режима;

- состояние рабочего места учителя – логопеда и детей с особенностями психофизического развития;

- покрытие пола;

- эстетика оформления кабинета;

- рациональное оформление зон в кабинете.

Поэтому - здесь ничего не должно отвлекать и мешать, все должно быть целенаправленным и максимально удобным. Ни одной лишней - вещи. Достаточно просторное светлое помещение. Окраска стен - спокойная, нейтральная. Успокаивающие и уравновешивающие цвета (слайд №7)

зеленый — освежает

оливковый — успокаивает, смягчает

желто-зеленый — раскрепощает

  На полу мягкое покрытие с различными траекториями, заглушающее звук шагов и падающих предметов. Очень важно- достаточная равномерная освещенность.

 В секционных  шкафах размещены дидактические средства коррекционно – образовательного процесса и их систематизация: (слайд № 8, 9, 10)

- учебные программы;

-материалы, расширяющие и дополняющие программу;

-календарные, перспективные, тематические, индивидуальные планы, индивидуальные программы развития, карты психолого-педагогического развития, речевые карты;

-раздаточные и тематические материалы по всем разделам программы с учетом возрастных требований на полисенсорной основе;

-игрушки, настольные развивающие игры  способствующие коррекционно-образовательному процессу на полисенсорной основе

 В шкафах удобно размещены дидактические игры. Это все убрано в отдельные коробки, что повышает удобство в их использовании. В соседнем шкафу - коррекционно-развивающий материал, систематизированный по отдельным процессам. Очень удобно отбирать нужный материал, готовясь к встрече с детьми. Научно - популярная и справочная литература тоже хорошее подспорье в работе. Это в  первую очередь большая подборка методической литературы, периодических изданий, авторские разработки  по различным разделам и документация.  Это база деятельности специалиста.  Только хорошо зная теорию, можно заниматься экспериментированием на практике.

Консультативно-диагностические и методические средства коррекционно-образовательного процесса так же расположены в секционных шкафах

(слайд №11)

-перспективное планирование консультаций учителя-дефектолога;

-материалы для проведения диагностики речевой функции с учетом возрастных требований;

-материалы для проведения консультационно-диагностических мероприятий по развитию высших психических функций;

- материалы для организации творческой работы учителя-дефектолога (из опыта работы учителя-дефектолога и др. педагогов).

Многие годы шли поиски наиболее оптимальных вариантов создания жизнедеятельностной среды  кабинета. Учитывая специфику деятельности можно выделить зоны:

- для индивидуальных занятий;

- для подгрупповых занятий;

- игровая зона (мелкой моторики, для развития воздушной струи, минибиблиотека)

 

 Удобные, мобильные  столы и  лёгкие стулья для общения с детьми расположены таким образом, чтобы в поле зрения ребенка не было никаких отвлекающих моментов, расположенные по периметру кабинета (слайд №12). Таким образом, соблюдается принцип единства сопричастности с кем-то, и в то же время сохраняется автономность, изолированность во время выполнения заданий разного типа. Дети могут переходить от одного стола к другому и поупражняться в разных играх и упражнениях по нарастающей степени сложности заданий.  А могут работать на одном месте индивидуально. Очень важный момент:  дети могут играть и работать как стоя, так и сидя. Это создает дополнительную возможность для тренировки мышц, формирования осанки, а также легкость и мобильность при передвижении детей в пространстве кабинета.

Раздаточный материал расположен в секционных шкафах доступных для детей, поэтому очень удобно готовить необходимое количество материала для занятия заранее и по просьбе педагога ребенок вынимает на рабочую поверхность только то, что нужно. Это очень важно для всех детей, а для ребят с нарушением восприятия и внимания особенно: внимание концентрируется на конкретном материале и не утомляет  считыванием лишней информации.

Среда не должна быть мертвой и статичной, поэтому она моделируется педагогом всякий раз в зависимости от целей и содержания занятия и в соответствии с этим размещается наглядный материал и пособия.

В кабинете имеется коррекционные компьютерные программы, слайдовые изображения, детские электронные презентации на все лексические темы, функциональная музыка (слайд № 13).  Новые информационные технологии развивают зрительное восприятие, "формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в информационном обществе". Компьютер является помощником в индивидуальной и подгрупповой работе. Коррекционные программы используются с большим успехом. Родителям нравится, дети в восторге. Они и не подозревают, что  не играют, а решают поставленные педагогом задачи. И это здорово!

Игровых пособий, которые используются в работе с детьми в кабинете много, но хочется остановиться только на тех, которые приготовлены своими руками.

        Игровой символ наших логопедических занятий с детьми, постоянная жительница кабинета – лягушка «Квака» (слайд № 14, 15, 16). Квака помогает рассказать о строении артикуляционного аппарата, делает вместе с детьми артикуляционную гимнастику и пальчиковую гимнастику. Квака «может» установить доверительный контакт, снять напряжение.  Это не просто статичная мягкая игрушка, это помощник, способный действовать посредством рук логопеда. Игрушка выполнена из яркого, мягкого флиса. Язык и лапы лягушки управляются руками логопеда. Дети с удовольствием прикасаются к игрушке, обнимают её и принимают помощь и советы.

        Пособие «Колобок» (слайд № 17, 18) помогает развивать фонематический слух и звуковой анализ, закреплять правильное произношение звука в словах, определять позицию звука в слове. «Колобок» катится по дорожке – слову и останавливается там, где слышится заданный звук. Колобок движется по натянутой леске вдоль трёх «кармашков», которые обозначают начало, середину и конец слова. На каком кармашке остановится Колобок, туда и вкладываем картинку с изучаемым звуком в определённой позиции.

        Пособие «Весёлый самолёт» (слайд № 19, 20) помогает познакомиться с буквами алфавита, соотнести букву и звук,  закрепить характеристику звука, обозначенного конкретной буквой. Буквы «прилетели» на весёлом самолётике, спускаются к нам на парашютах. Купола парашютов раскрашены в цвета – символы, дающие характеристику звукам: гласные звуки – парашют красного цвета, согласные твёрдые (Ш, Ж) – синего цвета, согласные мягкие (Ч, Щ) – зелёного цвета, согласные твёрдые и мягкие  - сине – зелёного цвета, двойные гласные (Я, Ю, Ё, Е) – красно – жёлтого цвета. Дети при знакомстве с буквой дают характеристику звуку, и располагают букву магнитной азбуки на соответствующем парашюте.

        Пособие «Друзья – помощники»  (слайд № 21, 22, 23) также помогает анализировать и характеризовать звуки речи. Бом и Бим, Мастер ударных дел и Мудрый попугай помогают детям в игровых ситуациях. Бом и Бим в костюмах синего и зелёного цвета  - определить твёрдость или мягкость изучаемого звука. Братцы любят получать подарки – картинки, в названии которых заданный звук (твёрдый или мягкий). Мастер ударных дел в костюме красного цвета помогает определить  ударный звук в слове (ведь ударным бывает только гласный звук). Мудрый попугай даёт советы на разные темы, например, что имена, фамилии, названия городов, рек и клички животных пишутся с большой буквы или рассказывает о том, где находится Северный ледовитый океан.

         Пособие «Запоминайка» ( слайд № 24, 25) помогает в тренировке памяти. Фиксатор на липучке удерживает папку в открытом состоянии, в это время дети рассматривают и запоминают картинки, их  пространственное расположение на листе бумаги. Затем папка закрывается, и дети по памяти называют картинки, и даже их пространственное расположение. Наборы картинок меняются в соответствии с текущей лексической темой.

        Пособие «Теремок» ( слайд № 26, 27, 28) своего рода информационный портал, где дети могут получить подсказку – информацию: в одном окне расположена информация о текущем времени года и его периоде (например, февраль – конец зимы), другое окно показывает детям и родителям текущую лексическую тему (например, праздник День Защитников Отечества), третье окно раскрывает информацию об изучаемой в данный период букве.

        Пособие «Видеотека» ( слайд № 29) предназначено для неравнодушных родителей, которые хотят организовать развивающие занятия со своим ребёнком дома. На дисках собрана полезная развивающая информация (собственные разработки и разработки других  авторов с обязательным указанием источников): артикуляционная гимнастика, доступные приёмы постановки и закрепления звуков, пальчиковая гимнастика, детские аудиосказки, компьютерные программы для развития детей и многое другое.

Организовав свое рабочее место в соответствии с современными требованиями, следует своевременно подумать и о системе работы с детьми, чтобы максимально эффективно использовать оборудование и оснащение кабинета и добиваться высокой результативности в работе с детьми и не забывать о том, что любой ребёнок имеет право быть ребёнком!!! (слайд № 30)

Литература:

Переверзева Е.В., Бардина О.Н Коррекционно – развивающая среда как условие успешной социализации и интеграции детей с нарушениями в различные виды деятельности. Сайт Логобург

 сайт www mirpositiva.ru

Смирнова И.А., Артёмова Т.В., Иванова В.М., Оганджанянц Т.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе // Дефектология. 1994. № 3.

3. Бычкова М.М., Карташова Г.М. Создание комфортной среды для детей с нарушениями речи // Логопед. 2008. № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное коррекционно – развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС.

Вид деятельности: «Развитие сенсорного восприятия»Реализация области: «Познавательное развитие».Занятие с использованием интерактивной доски и программы «Mimio».Тема: «Игрушки»Цель: - развитие сенсорн...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоциональн...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Настоящая рабочая программа  разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ» (всероссийская конференция)

Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится  2-3 раза в неделю.Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие...