Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В настоящее время используется в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционные методы. Один из них - Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_su-dzhok.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Третьякова Яна Викторовна.
Образование: Высшее, МГОПУ им. Шолохова.
Специальность: Учитель- логопед.
Тема самообразования: «Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста».
Актуальность:
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В настоящее время используется в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционные методы. Один из них - Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии. Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек и не прибегая к медикаментам помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Очень полезно использовать приёмы Су-Джок терапии для развития моторики и речи детей.
Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определѐнном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Для реализации задач используются следующие Направления и формы работы:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- совершенствование лексико-грамматических категорий;
- совершенствование навыков пространственной ориентации.
- упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Методы и приемы:
В процессе использования упражнений Су-Джок терапии, применяются следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.
5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев. Су-Джок терапия проводится поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с Су-Джок шариком, правилами его использования, разучивание игр с использования метода Су-Джок.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх, ОД
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
мероприятие | сроки | ответственные |
| 2019г. 2019г. 2019г-2020г. | Учитель-логопед |
Месяц/ № п/п | Содержание проведенной образовательной деятельности | цель | Развивающая предметно- пространственная среда |
сентябрь 2019 1. 2. 3. 4. |
| Развитие: 1. мелкой моторики рук, 2. тактильной чувствитель-ности, 3. координацию движений. | Су-Джок шары, Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» |
| Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Грецкие орехи, пластиковые ба-ночки, бутылочки с крышками раз-ных видов и раз-меров | |
| Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | Бумага разной плотности, бумаж-ные салфетки | |
| Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | Карандаши с гра-нями, манка, паль-чиковый бассейн, одноразовые тарелочки | |
Октябрь 2019г. 1. 2. 3. 4. |
| Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообрази-тельность | Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи |
| Учить определять на ощупь предметы, развивать тактиль-ные ощущения, речь. | Грецкие орехи, Разные по вели-чине и качеству предметы | |
| Активизировать движение пальцев рук методами нетра-диционного рисования | Су-Джок шары, альбомные листы, пальчиковая гуашь. | |
| Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цве-том; | «Сухой бассейн»; счетные палочки. | |
Ноябрь 2019г. 1. 2. 3. 4. |
| Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | Карандаши, тесьма, Картонные бусы |
| Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз» | |
| Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе | Су-Джок шары, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша» | |
1. Массаж пальчиков грецким орехом; 2. Пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; 3. Репка из пластилина с использованием семян горо-ха, дыни и т.д. | Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса | Грецкие орехи, пластилин, семена овощей | |
Декабрь 2019г. 1 2 3 4 |
| Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | Карандаши, раз-ноцветная фасоль, коробочки |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие дви-жения (движения на лыжах) | Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок | |
| Учить застегивать и рассте-гивать пуговицы, молнии, ли-пучки | Деревянные палоч-ки, панно «Дере-венская улица» | |
| Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | Карандаши, шнуровки «Поросенок», «Зайчик», «Утенок» | |
январь 2020 г. 1 2 3 |
| Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие инте-реса к драматизации | Наборы «Пальчи-ковый театр» |
| Активизировать движения пальцев рук, координацию движений | Су-Джок шары, поролоновые игрушки | |
| Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание забо-ты о близких | Резиновые мячики, краски, картон | |
февраль 2020г. 1 2 3 4 | 1. массаж пальчиков «Сухой бассейн»; 2. пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; | Способствовать развитию тон-ко координированных движе-ний рук, различение цвета | Пальчиковые бас-сейны, , прищепки |
аппликация из рваной бумаги «Тучки» | Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через не-традиционные методы аппли-кации | Картон, клей, салфетки | |
| Развивать координацию паль-цев рук; развивать внимание, воображение | Деревянные па-лочки, разноцвет-ные счетные па-лочки | |
| Способствовать развитию вни-мания, четкости координации движений пальцев, про-странственного мышления | Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» | |
март 2020г. 1 2 3 |
| Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев | Карандаши, картон, пластилин |
| Способствовать точной точеч-ной координации рук, разви-тию мышления | Резиновые мячики, мозаика | |
| Развитие мелкой моторики де-тей с использованием тактиль-ных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) | Су-Джок шары, тактильные до-рожки |
Вывод: Анализ полученных результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с детьми. Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Предполагаемый риск активного использования шариков Су – Джок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи не подтвердился. Дети с большим желанием выполняли упражнения с шариками и пружинками. В случае их отсутствия в совместной деятельности часто задавался вопрос: «А где же волшебные шарики?». Падений с каждым занятием становилось всё меньше и меньше, а на «колючесть» внимание обращалось только в самом начале реализации проекта.
Включение в деятельность детей элементов Су-Джок терапии способствовало созданию атмосферы эмоциональных положительных эмоций, доброжелательному настрою детей и педагогов.
Су-Джок способствовала координации движений и развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию произвольного поведения, внимания, памяти, речи и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Разработанные мною комплексы упражнений с использованием Су-Джок терапии можно рекомендовать логопедам, педагогам и родителям.
Перспективы:
- разработать цикл упражнений фонетической ритмики по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок» для согласных звуков;
- начать работу над проектом по внедрению элементов Су – Джок терапии для детей старшего и подготовительного к школе возраста;
- внедрить данный метод в непосредственно образовательную деятельность по обучению творческому рассказыванию с целью достижения более высокого уровня готовности детей к обучению в школе
Используемая литература:
1. В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.
Данное пособие содержит рекомендации по проведению логопедического массажа, ушной раковины, кистей рук, стоп, массажа при ринолалия и японскую методику пальцевого массажа.
2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
В книге представлены игры с мячом не требующие сложной атрибутики длительной подготовки и больших временных затрат.
3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
В статье представлено одно из направлений педагогической деятельности Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере.
4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
В книге подробно описаны и проиллюстрированы простые способы лечебного метода Су-Джок разработанного южнокорейским профессором Пак Чже Ву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Способы сохранения здоровья детей дошкольного возраста».
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле са...
Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:НаблюдениеБеседаИсследовательская деятельностьЭкспериментальная деятельность...
Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста....
Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста
В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения сотрудников детского сада с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями пов...
Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...
Нетрадиционных форм по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» «Геоборд»
Нетрадиционных форм по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста "Геоборд или математический планшет"...