Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Демина Надежда Владимировна

Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sohraneniyu_zdorovya.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №276 «АНТОШКА

Программа по сохранению здоровья детей

Составил: Инструктор по физической культуре

Демина Н.В.

Нижний Новгород

2021

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка        3

1.1 Цели, задачи, принципы программы        3

1.2  Принципы:        4

1.3 Объекты программы:        4

1.4 Основные направления программы:        5

2. Организация двигательной активности        5

2.1 Формы и методы оздоровления детей        5

2.2 Принципы организации физического воспитания        6

3. Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста        6

3.1 Основные принципы закаливания:        7

3.2 Модель физкультурно – оздоровительной работы        7

3.3 Система лечебно-профилактической работы        7

4. Развитие физических качеств, умений, навыков        8

5. Представления о здоровом образе жизни        9

5.1 Организация работы по формированию ЗОЖ        9

5.2 Создание представлений о ЗОЖ        9

6. Содержание программы        10

6.1 2 – ая младшая группа (3-4 года)        10

6.2 Средняя группа (4-5 лет)        11

6.3 Старшая группа (5-6 лет)        11

6.4 Подготовительная группа (6-7 лет)        12

6.5 Итоги освоения содержания программ.        12

7. Ожидаемые результаты реализации программы        13

1 Пояснительная записка

В настоящее время факты из медицинской практики показывают, что современные дети испытывают двигательный дефицит. Дошкольники проводят большую часть своего времени в статичном положении, что приводит к утомлению мышц. Это пагубно влияет на развитие позвоночного столба, приводит к формированию у ребенка плоскостопия.

Данная работа, в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья, была  проведена комплексно и систематично.

Формирование физического воспитания ребенка дошкольного возраста приводит к укреплению организма и повышению иммунитета.

Для реализации программы в МБДОУ №276 «Антошка» имеются следующие условия:

  • Физкультурный зал;
  • Необходимый инвентарь (гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, спортивные маты, обручами, мячами, фитболами, скакалками, гантелями и многое другое);
  • Методическая литература (для развития основных видов движений);

1.1 Цели, задачи, принципы программы

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

Задачи:

  1. Формировать привычки к здоровому образу жизни;
  2. Обучать детей правилам безопасности;
  3. Развивать физические качества (сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость);
  4. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность;
  5. Использовать разнообразные средства для повышения двигательной активности дошкольников.

Для достижения цели здоровьесбережения, были использованы основные средства обучения и воспитания:

  • Средства двигательной направленности (ФУ, физкультминутки, дыхательная гимнастика, ЛФК, подвижные игры);
  • Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе);
  • Гигиенические средства (санитарно-гигиенические требования по СанПину);

1.2  Принципы:

  1. Принцип научности (использование научных методик и технологий);
  2. Принцип сознательности  и активности (стимулирование сознательного анализа и самоконтроля при выполнении ФУ; воспитание самостоятельности и творческого отношения к заданиям);
  3. Принцип доступности и индивидуализации (построение процесса обучения в соответствии с возможностями занимающихся: пол, возраст, уровень подготовленности);
  4. Принцип всестороннего гармоничного развития (связь физического воспитания с нравственным, этическим, умственным и трудовым воспитанием);
  5. Принцип оздоровительной направленности (регулировка  нагрузок в соответствии с закономерностями укрепления здоровья);

1.3 Объекты программы:

  • Дети дошкольного образовательного учреждения;
  • Родители детей дошкольного возраста;
  • Педагогический коллектив ДОУ

1.4 Основные направления программы:

  1. Организационное:
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления;
  • Повышение квалификации педагогических кадров;
  • Организация сохранения здоровья в ДОУ;
  1. Профилактическое:
  • Обеспечение благоприятного режима адаптации;
  • Решение оздоровительных задач через средства физического воспитания;
  • Проведение санитарных мер по профилактике инфекционных заболеваний;

2. Организация двигательной активности

2.1 Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Здоровый ритм жизни

- щадящий режим (при адаптации);
- гибкий режим;

- индивидуальный режим

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- подвижные и спортивные игры;

- эстафеты;

- дыхательная и пальчиковая гимнастика;

Гигиенические процедуры

- мытье рук;
- обеспечение чистоты спортивного зала;

Свето-воздушные ванны

- занятия на воздухе;

- проветривание помещений;

Активный отдых

- праздники;

- спортивные мероприятия;

- дни здоровья;

Музыкотерапия

- музыкальное оформление фона занятий;

Пропаганда ЗОЖ

- организация консультаций, специальных занятий;

2.2 Принципы организации физического воспитания

  1. Медицинский контроль за физическим воспитанием.
  2. Взаимосвязь двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
  3. Включение в комплекс элементов дыхательной гимнастики;
  4. Физическая нагрузка нацелена на уровень физического развития ребенка дошкольного возраста;
  5. Включение в тренировочную деятельность элементов, направленных на профилактику плоскостопия и позвоночного столба.

3 Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и является необходимым условием оптимального развития ребенка, так как закаливание ведет к повышению устойчивости организма, воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды.

 3.1 Основные принципы закаливания:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Постепенность и постоянство закаливания организма;
  3. Сочетание общих и местных процедур;
  4. Разнообразие средств и форм;
  5. Активный режим;
  6. Учет эмоционального контроля состояния ребенка;

3.2 Модель физкультурно – оздоровительной работы

 

Модель физкультурно – оздоровительной работы показана комплексом  мероприятий:

  1. Двигательный режим;
  2. Профилактические мероприятия;
  3. Закаливающие мероприятия;

3.3 Система лечебно-профилактической работы

Она включает в себя:

  • Соблюдение режима;
  • Корректная организация сна;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Закаливание;
  • Массаж;
  • Фитотерапия;

Работа по оздоровлению детей  также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)

4 Развитие физических качеств, умений, навыков

Умения, навыки

Содержание

График

Формирование правильной осанки.

Упр-ия на гимнастической скамье, турнике, шведской стенке.

В соответствии с перспективными планами работы.

Формирование умения перестроений.

Утренняя гимнастика, музыкально-ритмические движения.

В соответствии с перспективными планами работы.

Развитие физических качеств.

Подвижные/спортивные игры, игровые упражнения.

В соответствии с перспективными планами работы.

Развитие координационных способностей.

Физминутки, динамические паузы, подвижные игры.

В соответствии с перспективными планами работы.

Развитие умения прыжков (в длину, высоту).

Игровые задания, упражнения на развитие прыгучести.

В соответствии с перспективными планами работы.

Формирование умения ползать, перелазить через предметы.

Игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты.

В соответствии с перспективными планами работы.

Формирование  навыка кататься на самокате.

Спортивные занятия на улице, эстафеты.

Май – сентябрь.

Формирование умений в ловле и передачи мяча.

Эстафеты, игровые упражнения, спортивные игры.

В соответствии с перспективными планами работы.

5 Представления о здоровом образе жизни

5.1 Организация работы по формированию ЗОЖ

  1. Разъяснение родителям, как образ жизни воздействует на здоровье ребенка дошкольного возраста;
  2. Информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (с помощью групповых консультаций);
  3. Чтение специализированной литературы, просмотр соответствующих мультфильмов;
  4. Ознакомление с оздоровительными мероприятиями;

5.2 Создание представлений о ЗОЖ

Подход детей к собственному здоровью напрямую зависит от сформированности в их сознании этого понятия. Каждый возрастной период характеризуется своими  особенностями, которые следует учитывать в работе по созданию представлений о ЗОЖ.

В младшем дошкольном возрасте детям дано понять, что такое болезнь, но дать характеристику здоровью еще не могут.

В среднем школьном возрасте идет формирование представления о здоровье. Они спокойно могут рассказать о том, как протекала их болезнь. Формируется негативное отношение к болезни на основании своего опыта.

В старшем дошкольном возрасте отношение к здоровью меняется. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Для этого существуют следующие направления:

  1. Обучение уходу за своим телом;
  2. Формирование элементарных знаний об окружающей среде;
  3. Формирование привычки к физкультурным упражнениям;
  4. Формирование представлений о том, что приносит организму пользу, а что вред;
  5. Выработка осознанного отношения к своему здоровью, уметь определять свое состояние;
  6. Обучение действий в опасных жизненных ситуациях;

Для осуществления данных направлений, в детском саду созданы определенные условия:

  • Сотрудники ДОУ внимательны к детям;
  • Развивающая среда организована с учетом интересов детей;
  • Эмоциональное благополучие детей успешно достигаются с учетом проведения разнообразных и увлекательных развлечений, тематических праздников (спортивные праздники «веселые старты», «мама, папа, я – спортивная семья» и др.);
  • развитие положительных эмоций за счет сюжетно – ролевых игр, где каждый участник – актер;

6 Содержание программы

6.1 2 – ая младшая группа (3-4 года)

Задачи:

  1. Развивать у детей потребность;
  2. Развивать физические качества;
  3. Развивать умение согласовывать свои действия с движениями других;

Что осваивают дети?

Постепенно дети узнают о построениях, исходных положениях общеразвивающих упражнений, возможных вариантах использования инвентарей.

По мере накопления двигательного опыта, дети данной возрастной категории умеют вставать в круг, строиться в шеренгу и колонну, находить своё место, сохранять правильное положение тела, прыгать, ловить и пинать мячи.

6.2 Средняя группа (4-5 лет)

Задачи:

  1. Развивать умение уверенно и активно выполнять элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений;
  2. Развивать физические качества;
  3. Закладывать потребность и интерес к выполнению правил здорового образа жизни;

Что осваивают дети?

Порядок построения в шеренгу, способы выполнения упражнений с различными предметами, способы выбора ведущего в подвижных играх, различные эстафеты, бег в медленном  и среднем темпах, катание на самокате.

6.3 Старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

  1. Накапливать и обогащать двигательный опыт;
  2. Учить детей анализировать выполнения своих движений;
  3. Развивать у детей общую выносливость;

Что осваивают дети?

Способы перестроения в шеренге, выполнение упражнений в разных направлениях, с различными предметами, способы выполнения прыжков в длину и высоту, способы метания цель, прыжки со скакалкой, катание на самокате, разнообразные подвижные игры-эстафеты.

6.4 Подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи:

  1. Закреплять двигательные умения и навыки;
  2. Закреплять знание правил в спортивных играх;
  3. Развивать физические качества (особенно быстроту и ловкость).

Что осваивают дети?

Способы перестроения, выполнение разноименных и одноименных  упражнений,  сохранение темпа под музыку, устойчивое равновесие при приземлении, уверенные действия с мячом, способы ведении мяча, точное поражение цели при метании, соблюдение всех правил в эстафетах.

6.5 Итоги освоения содержания программ.

Достижения детей:

Ребенок гармонично развивается, к 7 годам двигательный опыт обширен и богат. Результативно и уверенно выполняет физические упражнения. Дети дошкольного возраста стремятся к лучшему результату, стремятся к индивидуальности своих движений. Появляется осознание симбиоза между качеством выполнения упражнения и его результатом. Происходит удовлетворение потребности из-за сформированного двигательного опыта.

7 Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Повышение эффективности сохранения здоровья;
  2. Снижение количества заболеваний;
  3. Улучшение системы физического воспитания;
  4. Обеспечение условий для индивидуального подхода к обучению и физическому воспитанию;
  5. Повышение квалификации педагогов в ДОУ;
  6. Повышение внимания детей дошкольного возраста к вопросам о здоровье, питание, ЗОЖ, рациональной двигательной активности;
  7. Улучшение показателей развития физических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Способы сохранения здоровья детей дошкольного возраста».

     Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле са...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2026 учебные годы

Цель программы: формирование у детей ценностной ориентации направленной на сохранение и укрепление собственного реального здоровья посредством реализации комплекса технологий оздоровительной напр...