Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sohraneniyu_zdorovya.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №276 «АНТОШКА
Программа по сохранению здоровья детей
Составил: Инструктор по физической культуре
Демина Н.В.
Нижний Новгород
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Цели, задачи, принципы программы 3
1.4 Основные направления программы: 5
2. Организация двигательной активности 5
2.1 Формы и методы оздоровления детей 5
2.2 Принципы организации физического воспитания 6
3. Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста 6
3.1 Основные принципы закаливания: 7
3.2 Модель физкультурно – оздоровительной работы 7
3.3 Система лечебно-профилактической работы 7
4. Развитие физических качеств, умений, навыков 8
5. Представления о здоровом образе жизни 9
5.1 Организация работы по формированию ЗОЖ 9
5.2 Создание представлений о ЗОЖ 9
6.1 2 – ая младшая группа (3-4 года) 10
6.2 Средняя группа (4-5 лет) 11
6.3 Старшая группа (5-6 лет) 11
6.4 Подготовительная группа (6-7 лет) 12
6.5 Итоги освоения содержания программ. 12
7. Ожидаемые результаты реализации программы 13
1 Пояснительная записка
В настоящее время факты из медицинской практики показывают, что современные дети испытывают двигательный дефицит. Дошкольники проводят большую часть своего времени в статичном положении, что приводит к утомлению мышц. Это пагубно влияет на развитие позвоночного столба, приводит к формированию у ребенка плоскостопия.
Данная работа, в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья, была проведена комплексно и систематично.
Формирование физического воспитания ребенка дошкольного возраста приводит к укреплению организма и повышению иммунитета.
Для реализации программы в МБДОУ №276 «Антошка» имеются следующие условия:
- Физкультурный зал;
- Необходимый инвентарь (гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, спортивные маты, обручами, мячами, фитболами, скакалками, гантелями и многое другое);
- Методическая литература (для развития основных видов движений);
1.1 Цели, задачи, принципы программы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
Задачи:
- Формировать привычки к здоровому образу жизни;
- Обучать детей правилам безопасности;
- Развивать физические качества (сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость);
- Развивать внимание, сосредоточенность, организованность;
- Использовать разнообразные средства для повышения двигательной активности дошкольников.
Для достижения цели здоровьесбережения, были использованы основные средства обучения и воспитания:
- Средства двигательной направленности (ФУ, физкультминутки, дыхательная гимнастика, ЛФК, подвижные игры);
- Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе);
- Гигиенические средства (санитарно-гигиенические требования по СанПину);
1.2 Принципы:
- Принцип научности (использование научных методик и технологий);
- Принцип сознательности и активности (стимулирование сознательного анализа и самоконтроля при выполнении ФУ; воспитание самостоятельности и творческого отношения к заданиям);
- Принцип доступности и индивидуализации (построение процесса обучения в соответствии с возможностями занимающихся: пол, возраст, уровень подготовленности);
- Принцип всестороннего гармоничного развития (связь физического воспитания с нравственным, этическим, умственным и трудовым воспитанием);
- Принцип оздоровительной направленности (регулировка нагрузок в соответствии с закономерностями укрепления здоровья);
1.3 Объекты программы:
- Дети дошкольного образовательного учреждения;
- Родители детей дошкольного возраста;
- Педагогический коллектив ДОУ
1.4 Основные направления программы:
- Организационное:
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления;
- Повышение квалификации педагогических кадров;
- Организация сохранения здоровья в ДОУ;
- Профилактическое:
- Обеспечение благоприятного режима адаптации;
- Решение оздоровительных задач через средства физического воспитания;
- Проведение санитарных мер по профилактике инфекционных заболеваний;
2. Организация двигательной активности
2.1 Формы и методы оздоровления детей
Формы и методы | Содержание |
Здоровый ритм жизни | - щадящий режим (при адаптации); - индивидуальный режим |
Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и спортивные игры; - эстафеты; - дыхательная и пальчиковая гимнастика; |
Гигиенические процедуры | - мытье рук; |
Свето-воздушные ванны | - занятия на воздухе; - проветривание помещений; |
Активный отдых | - праздники; - спортивные мероприятия; - дни здоровья; |
Музыкотерапия | - музыкальное оформление фона занятий; |
Пропаганда ЗОЖ | - организация консультаций, специальных занятий; |
2.2 Принципы организации физического воспитания
- Медицинский контроль за физическим воспитанием.
- Взаимосвязь двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- Включение в комплекс элементов дыхательной гимнастики;
- Физическая нагрузка нацелена на уровень физического развития ребенка дошкольного возраста;
- Включение в тренировочную деятельность элементов, направленных на профилактику плоскостопия и позвоночного столба.
3 Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и является необходимым условием оптимального развития ребенка, так как закаливание ведет к повышению устойчивости организма, воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды.
3.1 Основные принципы закаливания:
- Индивидуальный подход;
- Постепенность и постоянство закаливания организма;
- Сочетание общих и местных процедур;
- Разнообразие средств и форм;
- Активный режим;
- Учет эмоционального контроля состояния ребенка;
3.2 Модель физкультурно – оздоровительной работы
Модель физкультурно – оздоровительной работы показана комплексом мероприятий:
- Двигательный режим;
- Профилактические мероприятия;
- Закаливающие мероприятия;
3.3 Система лечебно-профилактической работы
Она включает в себя:
- Соблюдение режима;
- Корректная организация сна;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Закаливание;
- Массаж;
- Фитотерапия;
Работа по оздоровлению детей также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)
4 Развитие физических качеств, умений, навыков
Умения, навыки | Содержание | График | |
Формирование правильной осанки. | Упр-ия на гимнастической скамье, турнике, шведской стенке. | В соответствии с перспективными планами работы. | |
Формирование умения перестроений. | Утренняя гимнастика, музыкально-ритмические движения. | В соответствии с перспективными планами работы. | |
Развитие физических качеств. | Подвижные/спортивные игры, игровые упражнения. | В соответствии с перспективными планами работы. | |
Развитие координационных способностей. | Физминутки, динамические паузы, подвижные игры. | В соответствии с перспективными планами работы. | |
Развитие умения прыжков (в длину, высоту). | Игровые задания, упражнения на развитие прыгучести. | В соответствии с перспективными планами работы. | |
Формирование умения ползать, перелазить через предметы. | Игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты. | В соответствии с перспективными планами работы. | |
Формирование навыка кататься на самокате. | Спортивные занятия на улице, эстафеты. | Май – сентябрь. | |
Формирование умений в ловле и передачи мяча. | Эстафеты, игровые упражнения, спортивные игры. | В соответствии с перспективными планами работы. |
5 Представления о здоровом образе жизни
5.1 Организация работы по формированию ЗОЖ
- Разъяснение родителям, как образ жизни воздействует на здоровье ребенка дошкольного возраста;
- Информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (с помощью групповых консультаций);
- Чтение специализированной литературы, просмотр соответствующих мультфильмов;
- Ознакомление с оздоровительными мероприятиями;
5.2 Создание представлений о ЗОЖ
Подход детей к собственному здоровью напрямую зависит от сформированности в их сознании этого понятия. Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по созданию представлений о ЗОЖ.
В младшем дошкольном возрасте детям дано понять, что такое болезнь, но дать характеристику здоровью еще не могут.
В среднем школьном возрасте идет формирование представления о здоровье. Они спокойно могут рассказать о том, как протекала их болезнь. Формируется негативное отношение к болезни на основании своего опыта.
В старшем дошкольном возрасте отношение к здоровью меняется. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Для этого существуют следующие направления:
- Обучение уходу за своим телом;
- Формирование элементарных знаний об окружающей среде;
- Формирование привычки к физкультурным упражнениям;
- Формирование представлений о том, что приносит организму пользу, а что вред;
- Выработка осознанного отношения к своему здоровью, уметь определять свое состояние;
- Обучение действий в опасных жизненных ситуациях;
Для осуществления данных направлений, в детском саду созданы определенные условия:
- Сотрудники ДОУ внимательны к детям;
- Развивающая среда организована с учетом интересов детей;
- Эмоциональное благополучие детей успешно достигаются с учетом проведения разнообразных и увлекательных развлечений, тематических праздников (спортивные праздники «веселые старты», «мама, папа, я – спортивная семья» и др.);
- развитие положительных эмоций за счет сюжетно – ролевых игр, где каждый участник – актер;
6 Содержание программы
6.1 2 – ая младшая группа (3-4 года)
Задачи:
- Развивать у детей потребность;
- Развивать физические качества;
- Развивать умение согласовывать свои действия с движениями других;
Что осваивают дети?
Постепенно дети узнают о построениях, исходных положениях общеразвивающих упражнений, возможных вариантах использования инвентарей.
По мере накопления двигательного опыта, дети данной возрастной категории умеют вставать в круг, строиться в шеренгу и колонну, находить своё место, сохранять правильное положение тела, прыгать, ловить и пинать мячи.
6.2 Средняя группа (4-5 лет)
Задачи:
- Развивать умение уверенно и активно выполнять элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений;
- Развивать физические качества;
- Закладывать потребность и интерес к выполнению правил здорового образа жизни;
Что осваивают дети?
Порядок построения в шеренгу, способы выполнения упражнений с различными предметами, способы выбора ведущего в подвижных играх, различные эстафеты, бег в медленном и среднем темпах, катание на самокате.
6.3 Старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
- Накапливать и обогащать двигательный опыт;
- Учить детей анализировать выполнения своих движений;
- Развивать у детей общую выносливость;
Что осваивают дети?
Способы перестроения в шеренге, выполнение упражнений в разных направлениях, с различными предметами, способы выполнения прыжков в длину и высоту, способы метания цель, прыжки со скакалкой, катание на самокате, разнообразные подвижные игры-эстафеты.
6.4 Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи:
- Закреплять двигательные умения и навыки;
- Закреплять знание правил в спортивных играх;
- Развивать физические качества (особенно быстроту и ловкость).
Что осваивают дети?
Способы перестроения, выполнение разноименных и одноименных упражнений, сохранение темпа под музыку, устойчивое равновесие при приземлении, уверенные действия с мячом, способы ведении мяча, точное поражение цели при метании, соблюдение всех правил в эстафетах.
6.5 Итоги освоения содержания программ.
Достижения детей:
Ребенок гармонично развивается, к 7 годам двигательный опыт обширен и богат. Результативно и уверенно выполняет физические упражнения. Дети дошкольного возраста стремятся к лучшему результату, стремятся к индивидуальности своих движений. Появляется осознание симбиоза между качеством выполнения упражнения и его результатом. Происходит удовлетворение потребности из-за сформированного двигательного опыта.
7 Ожидаемые результаты реализации программы
- Повышение эффективности сохранения здоровья;
- Снижение количества заболеваний;
- Улучшение системы физического воспитания;
- Обеспечение условий для индивидуального подхода к обучению и физическому воспитанию;
- Повышение квалификации педагогов в ДОУ;
- Повышение внимания детей дошкольного возраста к вопросам о здоровье, питание, ЗОЖ, рациональной двигательной активности;
- Улучшение показателей развития физических качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Способы сохранения здоровья детей дошкольного возраста».
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле са...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...
Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2026 учебные годы
Цель программы: формирование у детей ценностной ориентации направленной на сохранение и укрепление собственного реального здоровья посредством реализации комплекса технологий оздоровительной напр...