Консультация логопеда «Коррекционно-развивающие задачи специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи»
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация логопеда коррекционно - развивающие задачи специалистов в ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда «Коррекционно-развивающие задачи специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи»
В логопедические группы зачисляются дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Поэтому основная цель организации логопедической группы в ДОУ - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Ключевая позиция в организации работы по коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду. Логопед обследует детей, определяет структуру и степень выраженности, имеющегося у них дефекта; комплектует подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей; определяет содержания работы; систематически проводит коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами.
Перед логопедом стоит ряд коррекционно-развивающих задач.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
Воспитатель реализует задачи программы детского сада по всем разделам: математика, игра, овладение трудовой деятельностью.
Особое место в работе воспитателя отводится коррекции речевых нарушений, а именно:
- Совершенствованию артикуляционной, мимической моторики, автоматизации произношения звуков, поставленных учителем-логопедом.
Расскажу о разграничении функций логопеда и воспитателя при коррекции звукопроизношения. Чтобы исключить возможность дублирования занятий.
Подготовительный этап
Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произношение звука)
Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь) Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
Необходимо: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка.
Воспитатель закрепляет первичные навыки речевого дыхания, приобретенные на логопедических занятиях, развивает интонационную выразительность речи.
- Важным направлением в работе воспитателя является работа по развитию лексико-грамматического строя речи.
Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т. е. подготавливают к ним. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым, создавая речевую, познавательную и мотивационную базу для логопедических занятий. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменении.
Воспитатель также следит за грамматической стороной речи и на других занятиях.
Вопросами организации работы по формированию связной речи детей занимается прежде всего логопед. Для успешного усвоения детьми навыков связной речи. Необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни в условиях детского сада.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Формирует – логопед, закрепляет – воспитатель.
Воспитатель логопедической группы не должен:
1. Торопить ребёнка с ответом.
2. Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи.
3. Заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками.
4. Выпускать на сцену (утренник)ребёнка с неправильной речью.
- Особое внимание воспитатель должен уделять развитию мелкой и общей моторики, развитию сохранных анализаторов, мнестических процессов, доступных форм словесно-логического мышления.
Спасибо за внимание!
Учитель – логопед Королькова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-73504-1351165885.jpg)
Консультация для воспитателей ДОУ. Имаготерапия как нетрадиционный метод работы с детьми с нарушениями речи.
Косультация для воспитателей...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.
Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-974754-1511346900.jpg)
консультация для педагогов "Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи"
консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/24/picture-1259648-1595592550.jpg)
Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи".
Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"....
Консультация для родителей «Использование шариков Су-Джок в работе с детьми с нарушениями речи»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1225823-1587812855.jpg)
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...