Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи".
консультация

Воропаева Ирина Николаевна

Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_0.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи

Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Большое количество авторов (Е.Р. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.

В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т.к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость  отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по  развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным М.М. Кольцовой, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики  и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Возможно осуществлять криомассаж подошвенных областей стоп ребенка по разработанной методике О.Ф.Кузнецова. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.

Из этого следует, что применение приемов и методов криотерапии благотворно влияет на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Литература

  1. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. М.: Апрель, 2000.
  2. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  3. Руденков В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.

Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра....

Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.

Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра...