Конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии

Федосова Екатерина Александровна

Вашему вниманию предлагаются авторские конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

Составила:

учитель- логопед МБДОУ

«ДС№454 г. Челябинска»

 Федосова Е. А.

Тема: «Звук П»

Задачи:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звука «П» в речи.
  2. Учить выделять звук «П» из начала и конца слов.
  3. Учить анализировать слоги со звуком «П» типа: АП, УП и т.д.
  4. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; зрительное внимание;
  5. Познакомить с буквой П.
  6. Развивать моторику пальцев рук.

Оборудование:

Символы гласных звуков , звука П, пеналы; демонстрационный материал; буква П, картинки с изрображением «инопланетян- звукариков», бубен, очки, картинки на звук «П».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

-Внимание, внимание,

Есть у кого желание

Отправиться в полет

Ждет Вас транспорт- Звуколет!

Полетит он к звездам- звукам,

Будут песенки звучать.

Попрошу я Вас, пилоты,

Всех немного помолчать.

Мы отправимся в страну,

Очень нужную одну.

В звездолет наш сядет тот,

Кто послание прочтет!

2.Отстукивание и отхлопывание ритма:

 I   II;    II  II; II   II   II   и т.д. ритм отстукивать при помощи бубна.

3. Дети садятся за столы в соответствие с оральным образом звука- символом.

1,2,3,4,5,6

В стране Звукарии загадки есть.

Вы мне слово подскажите,

Звук в словах определите.

Вдруг упала шишка,                       Мишка ходит топ, да топ

Прямо мишке в лоб.                        Ну, а мы- в ладоши (хлоп).

Мишка рассердился

И ногою( топ).

Ася вылечила зуб,                              Вот веселая игрушка          

Ну ,а Оля ела (суп)                             Прозвенела погремушка.

Шепчет сказки мне на ушко            Ты за мною повторяй,

Очень мягкая(подушка)                    Словно птица- (попугай).

А теперь вы вспоминайте,

Слова- отгадки называйте!

         -Топ, суп, хлоп, погремушка, попугай, подушка.

-Какой звук слышится в конце и начале этих слов?

-Слышится звук «П», давайте его произнесем.

3. Артикуляция звука «П». Характеристика звука «П».

Звук «П» напоминает нам, как пыхтит паровоз. -ППП.

Обозначим его символом- синим квадратом.

На планету нашу поезд не заедет,

Рельсы не проложены по небу у нас.

А живут в Звукарии человечки разные,

С ними познакомимся с вами мы сейчас.

4. Но они не зна.т языка, и говорят с нами на языке звуков.

Напоминаю, что звук — это то, что мы слышим и произносим.

(Выставить человечков- инопланетян)  

Нам тоже придется говорить на языке звуков, потому что по- другому они не поймут. Они вас спросят, а вы постарайтесь им также ответить.

  ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ? -ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

  ПА-ПО-ПУ-ПЫ? - ПА-ПО-ПУ-ПЫ  

  ПСА-ПСО-ПСУ-ПСЫ? - ПСА-ПСО-ПСУ-ПСЫ

  ПТА-ТПА? - ПТА-ТПА.

  ПТУ-ТПУ? - ПТУ-ТПУ.

5. Молодцы. Наши друзья-«инопланетяне» рассказали нам, что если вы хотите добраться до страны Звукарии, нужно выполнить задание. Но сначала мы расскажем звукарикам, как мы живем.

Физминутка «Как живешь?»

6.Летит дальше звуколет. Наши друзья- инопланетяне сообщили мне, что скоро на пути нам встретится звукопад, слогопад, и словопад.

Чтобы не ослепнуть от этих ярких событий, мы наденем космические очки. Возьмите в руку символ звука «П». Поднимите вверх правую руку с символом, если услышите звук «П».

А, У, П, И, П, Н, Х, П, М, П,

Очки не снимаем, слогопад встречаем»

АП, АС, ИН, ИП, УХ, ЭН, ЭП, ПА, ЛА, СУ, РЫ, ПЫ

-Ну, а сейчас слушаем слова, хлопаем на слова со звуком «П»

КАП, СЫН, ТОП, ПАЛКА, ПУХ, МУХА, ХОР, ГНОС, ПЫЛ, ПЫЛЬ, ПИТЬ, ПЕЛ, ПОПУГАЙ.

  1. Высаживаемся на планету, мы прибыли в страну Звукарию. Вспомните звук, который нам сегодня помогал путешествовать- «П».

Этот звук скучать не любит,

Любит он играть.

Будем мы его дружить

С гласными опять.

-Вспомним, какие звуки называют гласными. (А, У, О, И, Э).

-Почему они называются гласными?

-(Потому что воздушная струя при произношении не встречает преграды во рту, их можно петь).

-Я вам произнесу звуки, а вы выложите их символы.

АУ, АУИ, УО, ОИА, ЭУИ

Анализ сочетаний гласных выполняют дети.

-А теперь подружим звук «А» со звуком «П, получился слог АП .

-Сколько всего звуков вы услышали? (два, первый звук «А», второй звук «П»., аналогично с другими гласными дети выполняют

звуковой анализ обратных слогов.

  1. Играть продолжаем, картинки со звуком «П»- отбираем.
  2. Итог:

Ну вот и закончилось наше путешествие, снова нам пора в путь.

    Давайте вспомним, что за звук «П». Дети называют его характеристику. Делают вывод, что он согласный, глухой и твердый.

Давайте попрощаемся с нашими друзьями и полетим на Землю.

Жавайте поблагодарим наших друзей и подарим им подарки, в названии которых будет слышаться звук «П».

Игра с мячом.

Конспект занятия по звукопроизношению

Автор:

 учитель- логопед МБДОУ

 «ДС№454 г. Челябинска»

Тема: «Звуки Ы-И»

Задачи:

Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки Ы-И.

Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительных.

3. Учить выделять ударные гласные звуки Ы ,И после согласных.

4. Учить выделять Ы, И в конце слов.

5. Анализ слога ПЫ, МЫ.

Оборудование: предметные картинки: дым, тыка, губы, кубики, ягоды, нитки, липа, бинт, буква, кубики, каоина, кит, тюльпаны, зубы.

Наборы для составления схем.(символы звуков)

Демонстрационные буквы.

Ход занятия:

  1. Орг момент:

На самом черном чердаке

Живет косматый Пых.

Живет наш Пых на чердаке

Среди забытых книг.

Он прибыл к нам из далних мест,

Он дождик пьет и ветер ест,

Не птица, и не зверь.

А если мне не веришь ты-

Пойди и сам проверь.

  1. -Ребята, Пых пришел к нам в гости. Хочет с Вами познакомиться. Но говорить по- нашему он не умеет, поэтому он будет спрашивать, а вы ему отвечайте на его языке.

ПЫ-ПЫ-ПЫ? - ПЫ-ПЫ-ПЫ

МЫ-МЫ-МЫ? - МЫ-МЫ-МЫ

НЫ-НЫ-НЫ? – НЫ-НЫ-НЫ

ПЫ-МЫ-НЫ? ПЫ-МЫ-НЫ

МЫ-НЫ-ТЫ- ПЫ? – МЫ-НЫ-ТЫ-ПЫ

НЫ-МЫ-ТЫ-ПЫ?

-3. Познакомился Пых с вами, узнал, как вы живете, ребята, а какой зваук слышался в его вопросах- слогах- МЫ-НЫ-ПЫ-ЫЫЫЫ

Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам.

Звук «Ы»- гласный.

4.Ребята, но наш друг любит не только звук «Ы», еще он слышал и веселую. Песенку-«И». Вспомните, и назовите, что это за звук. (характеристика звука).

5. Наш гость приготовил игру. Он будет называть слова, слоги, звуки , а вы, когда услышите звук «Ы», хлопните.

Ы, У, О, И, Р, Ы, ЫН, ЫМ, ЫХ, МЫ, ПЫХ, УСЫ, БОТ, ПУХ, СЫН.

6. Физминутка.

7.- Скучно ПЫХУ одному, давайте подружим его с другом ПИФОМ.

Повторите «разговор» друзей:

ПЫ-ТЫ-КЫ- ПИ-ТИ-КИ

ПЫ-КЫ-ТЫ- ПИ-КИ-ТИ

КЫ-ПЫ-ТЫ-КИ-ПИ-ТИ

8. Игра «Наоборот»

ПЫХ любит слова со звуком «Ы», а ПМФ- со звуком «И», я буду с ПЫХОМ проговаривать слова со звуком «Ы», а вы с ПИФОМ измените слова, чтобы слышался звук «И».

Быть-бить                             забыть- забить

Выть-вить                             завыть- завить

Ныть-нить                             пылить- пилить

9.Пальчиковая гимнастика «Изобрази букву при помощи пальчиков»

10.- Наши друзья подружились и предлагают вам картинки. Я буду их называть, а вы выкладывайте у себя в «Домиках» звуки. Вспомните символы «Ы» и «И»., покажите мне.

Слова:

ПЫХ, КОТЫ, РИФ, ТЫКВА, КНИГА, ИВА, ИНГА, МИР, СЫР, ВАГОНЫ, ГАЗОНЫ.

11.Игра на развитие зрительного внимания «Лишняя картинка»

12. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игр и упражнений

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным сред...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...

Важность и польза занятий в бассейне для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ежегодное увеличение количества детей с нарушениями речи – одна из проблем современного общества. Рассмотрим, как игры и упражнения в воде помогают преодолеть психо-эмоциональное напряжение детя...