Занятие по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе. Тема «Звук [р], буква Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе
«Звук [р], буква Р»
Тема: «Звук [Р] , буква Р»
Цели: закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р
Коррекционно-обучающие задачи:
Выделение звука [Р] из слогов, слов.
Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука
Развивающие задачи:
Развитие фонематического восприятия
Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза
Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.
Развитие слухового восприятия и внимания
Развитие мелкой моторики рук
Формирование графомоторных навыков
Воспитательные задачи:
Формирование усидчивости
Формирование самостоятельности, доброжелательности
Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.
Оборудование: цветные карандаши, синяя ручка, тетрадь в крупную клетку, предметные картинки.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Послушайте стишок и скажите, какой звук чаще всего вы слышали?
Барашек баранку
Грызет спозаранку.
(дети отвечают)
- Правильно! Сегодня мы ещё лучше научимся произносить звук [р], познакомимся с буквой Р.
2. Повторение знаний о звуке [р]
- Как надо правильно произносить звук [р]?
(рот широко открыт, губы улыбаются, кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, речевой выдох сильный, долгий)
- Расскажите, что вы знаете про звук [р]?
(согл., зв., тверд.)
3. Закрепление произношения звука [р] в слогах, словах.
Развитие фонематического слуха
- Игра: «Без ошибки повтори»
- Произнесите за мной слоги точно также и в той же последовательности.
Ра-ро-ру
Ры-рэ-ра
Ро-ра-ры
Ар-ор-ур
Ыр-эр-ор
Ор-ар-ор
- Игра: «Загадки» (используются картинки)
- Отгадайте загадки, определите, где, находятся звук [р] в словах – отгадках» - в начале, в середине или в конце слова.
- Разноцветное коромысло
Над рекой повисло
(радуга)
- Где находится звук [р] в слове «радуга»?
(Звук [р] находится в начале слова)
- Не зверь, не птица,
Летит – звенит, сядет – молчит.
(комар)
- Где находится звук [р] в слове «комар» ?
(звук [р] находится в конце слова)
- На каком по счёту месте находится звук [р] в слове «комар»?
(по счёту находится на пятом месте)
- Игра: «Назови части дома»?
- Назовите части дома в названии которых слышится звук [р] (рама, труба, крыша)
- Назовите растения, в названии которого слышится звук [р]? (трава, ромашка, роза, кедр)
4. Физминутка
Ра-ра-ра (три хлопка),
Высокая гора (руки вверх).
Ры-ры-ры (три хлопка),
Летают комары (руки в стороны, махи руками).
Ир-ир-ир (три хлопка),
Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).
5. Обогащение словарного запаса
- Игра: «Измени слово»
-Замените первый звук в слове на звук [р]
рак-лак
хобот-робот
мычать-рычать
танец-ранец
козы-розы
мука-рука
лама-рама
мак-рак
забота-работа
-Видите, ребята изменение только первого звука ведёт к изменению всего слова. Поэтому надо быть очень внимательными к своей речи.
6. Обучение грамоте
Звуко – слоговой анализ слова «рак»
1) произнесение, обозначение слова схематически.
2) определение количества слогов, повторение правила о слогообразующей роли гласных.
3) определение количества звуков в слове, обозначение их фишками.
4) «чтение» схемы
7. Пальчиковая гимнастика
5 маленьких горошин
Заперты в стручке,
Вот выросла одна
И тесно ей уже,
Но вот растёт вторая
И третья, а потом
Четвертая, пятая,
Сказал стручок «БОМ»
8. Знакомство с буквой Р
Ребята, сначала мы вспомним наше правило: звуки произносим, а буквы пишем и читаем. Послушайте, как называется эта буква (буква ЭР). Давайте посмотрим, на что похожа буква Р
(на доску прикрепляем картинки)
Буква Р –на мачте парус вдаль плывет, небес касаясь.
«Дрожу от страха до сих пор»,- воскликнуло полено,
Похожа буква на топор, разрубит непременно.
«Посмотри,- сказал я маме,-букву Р ты видишь в раме»
А теперь мы попробуем написать букву Р
(логопед на доске, дети в тетрадях)
Букву Р писать несложно!
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
9. Подведение итогов
- О каком звуке и о какой букве говорили?
-Что для вас было самым лёгких? А самым сложным?
(ответы детей)
- Мне понравилось, как вы работали на занятии. Вы здорово играли, отгадывали загадки, а самое главное были внимательными! И сейчас мы будем как наш барашек грызть баранки (угощаем детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»
Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из сказок, совершенствовать интонационную в...
Подборка стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп....
Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...
Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)
Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речиподготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)...
Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»
Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...