Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом особенностей личности и поведения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией.

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом особенностей личности и поведения.  

Организация специальных. логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией. Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций детей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом. Целью – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, формируют двигательные навыки и умения, пространственную ориентировку, развивают ловкость, выносливость, координацию движений, чувства ритма, музыкальное восприятие.

В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение 4 этапов.

На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой остановки. В связи с этим устанавливается вначале внеречевой контакт с ребенком.

 На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, одобряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком.

Музыкальный руководитель, также как и логопед, в первые несколько занятий выявляет его двигательные и музыкальные возможности. В первую очередь формируется и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание). Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением. Общеразвивающие упражнения делятся на:

  • упражнения для развития мышц шеи;
  • верхних конечностей и плечевого пояса;
  • для туловища;
  • для осанки;
  • для нижних конечностей;
  • на равновесие;
  • на координацию движений.

Эти упражнения способствуют исправлению имеющихся у детей физических недостатков.

Подвижные игры помогают развить у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться. Используются такие подвижные игры, как «Быстро встань в колонну», «Построй шеренгу, круг, колонну», «Два и три», «Река и ров».

Подвижная игра «Два и три».

Дети под музыку ходят или бегают врассыпную. На сигнал педагога «два» дети образуют пары с любым, находящимся радом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее уловленному месту, где строятся пара за парой в том порядке, в котором они подбегают. На сигнал «три» дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

«Река и ров».

Дети строятся в колонны по одному. Справа от колонны «ров», слева – «река». Через реку надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца, через «ров» перепрыгнуть. По сигналу педагога: «Ров справа-дети поворачиваются направо» и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. По сигналу: «Река слева-дети поворачиваются налево, и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибается, попал в ров.

По мере нормализации двигательной и речевой сфер детей на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры с бегом, с прыжками. Лазанием, игры с метанием и ловлей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрииПонятие логопедической ритмикиСтруктура и содержание занятий по логопедической ритмикеИспользование логопедической ритмики...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....