Лэпбук как средство развития речи дошкольников с ОНР в условиях ФГОС ДО
статья по логопедии
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением.
У детей c общим недоразвитием речи (ОНР) мы наблюдаем наличие аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены, страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой действительности. Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР, необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov_s_onr_v_usloviyah_fgos_do.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук как средство развития речи дошкольников с ОНР в условиях ФГОС ДО
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением.
У детей c общим недоразвитием речи (ОНР) мы наблюдаем наличие аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены, страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой действительности. Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР, необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических).
Кроме того, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас на формирование личности ребёнка через познавательную активность, творчество детей, через системно-деятельностный подход. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности.
Таким образом, возникает проблема оптимизации познавательной активности, качественной индивидуализации обучения и развития речи дошкольников с ОНР в современных условиях.
Одним из способов достижения этой цели образования является использование методического пособия - лэпбук.
Так возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Лэпбук как средство развития речи дошкольников с ТНР в условиях ФГОС ДО».
Цель проекта - повышение уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР через создание и использование лэпбука.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с дошкольниками с ОНР.
- Создать лэпбуки совместно с родителями и детьми по каждой лексической теме.
- Системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно-развивающей работе по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР.
- Провести анализ результатов по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР.
Реализация проекта предполагает создать условия для совместной детско-родительской информационно-поисковой деятельности.
Программно-методическое обеспечение использования лэпбука как методического пособия включает содержание «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Участники проекта: воспитанники логопедической группы (от 5 до 7 лет), учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Срок реализация проекта – учебный год.
Лэпбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Дети учатся собирать информацию и пользоваться ею. Это отличный способ для повторения пройденного.
Лэпбук помогает систематизировать материал по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, тем самым способствуя организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, является формой представления итогов тематической недели.
Создание лэпбука стало одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Проект предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи. Родители в данном случае обеспечивают информационную, организационную и мотивационную поддержку.
При этом мы видим, что лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создаёт условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий.
Проект реализуется в следующих формах деятельности: изучение методической литературы, проведение консультаций, мастер-класса по изготовлению лэпбука; организация тематических экскурсий, посещение библиотек; проведение опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; подбор игр, литературы для изготовления лэпбука. На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходила корректировка направлений изготовления лэпбука.
В результате получилась копилка лэпбуков по разным лексическим темам и с разнообразным содержанием. Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и многообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания. Была оформлена выставка готовых семейных лэпбуков и их презентация каждым участником.
Лэпбуки используются при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, а также в совместной деятельности педагога и ребёнка.
Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающий процесс. В работе над проектом приняли участие 100% семей группы. Родители стали активными участниками образовательного процесса, содействуют в создании предметно-пространственной среды логопедической группы.
Мониторинг развития лексико-грамматической стороны речи выпускника показал, что дети говорят развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывают слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний, активно используют словообразование и словотворчество.
Использование лэпбука в логопедической работе с дошкольниками с ОНР как самостоятельного методического пособия может быть применено в любых образовательных организациях, так как позволяет обогатить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи путём деятельностного подхода, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полёт фантазии и исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться. Задача взрослого лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социоигровая технология как средство развития старшего дошкольника с ОНР в условиях ФГОС ДО.
Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...
Проект :"Лэпбук как средство развития речи дошкольника."
Проект :"Лэпбук как средство развития речи дошкольника" во второй младшей группе....
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
Лэпбук как средство развития речи дошкольника
Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который отвечает требованиям ФГОС. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповую:...
Лэпбук как средство развития речи дошкольников Времена года
ull;Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работ...