Создание мотивации к чтению у детей с ОВЗ посредством игровых упражнений
статья по логопедии
Материал содержит примеры упражнений, которые способствуют развитию интереса к чтению у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_motivatsii_k_chteniyu_u_detey_s_ovz_posredstvom_igrovyh_uprazhneniy.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание мотивации к чтению у детей с ОВЗ посредством игровых упражнений"
Проблема приобщения детей к чтению сегодня стоит, как никогда, остро. В последнее десятилетие в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий наблюдается падение интереса к чтению и снижение уровня читательской культуры населения. Современные дети, если уж не совсем перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, что сказывается на их грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании.
Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, в том числе и педагогов – дефектологов, учителей – логопедов.
Недостаточность познавательной сферы – главная особенность интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации. Воспитание ребенка через интерес к чтению - уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта школьника. Поэтому так важна проблема привития интереса к чтению учащихся с ОВЗ.
Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленная коррекционная работа. Существуют методические приёмы и упражнения, способствующие выработке навыков чтения, воспитанию интереса к чтению, а также совершенствуют память, внимание учащихся, сглаживают дефекты логического мышления.
Лучше всего обучение детей с ОВЗ проходит через игру. Сегодня я представлю ряд упражнений, которые способствуют развитию интереса к чтению.
- «Открытая книга» - рекомендуется держать в кабинете (на столах, подоконниках) раскрытые книги, менять примерно 1 раз в неделю.
- «Игра с буквами» - зрительный образ буквы лучше усваивается, если она стоит, поэтому лучше сделать буквы объёмные.
- «Кто сколько хочет» - суть этого упражнения в том, чтобы читать по цепочке, необходимо следить за текстом, чтобы цепочка не прервалась.
- «До ошибки». Никто не любит ошибаться, поэтому предлагаем детям читать до ошибки, установка стимулирует желание показать себя с наилучшей стороны, т.е. читать без ошибок.
- «Столбик» - у детей с озв возникает страх перед большими текстами особенно без иллюстраций, поэтому текст записанный в столбик снимает психологический страх.
- «1 минута». Японцы утверждают, что чтобы какое-то дело двигалось, и появился положительный результат, нужно посвящать ему 1 минуту в день. Просим детей читать ровно 1 минуту.
- «Условие» - даем детям условие: прочитать в тексте только слова на букву К (или любую другую), хитрость в том, что чтобы найти такие слова, придется просмотреть весь текст.
- «Чтение строчек, наоборот, по словам». Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т. д.
- «Чтение строчек наоборот по буквам». Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
- «Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот». Первое слово (название этого упражнения) читается как обычно: ПООЧЕРЁДНОЕ, второе – справа - налево: ЕИНЕТЧ, третье - как обычно: СЛОВ, четвёртое справа - налево: ОНЬЛАМРОН и т. д.
- «Чтение только второй половины слов». При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя, для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов.
Следующее игровое задание может быть:
- «Чтение строчек с прикрытой нижней или верхней половиной» - чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть со второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю часть.
- «Наивные вопросы» - на начальных этапах задаем сами, а затем предлагаем детям формулировать «наивные» вопросы по тексту, которые его касаются косвенно. Например: история с Колобком случилась летом или зимой? Теремок был одноэтажным? и т.д.
Т.о., посредством этих игровых упражнений мы формируем желание и интерес к чтению у детей с ОВЗ.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
Самообразование. Тема: «Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений»
Тема: «Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений»...
проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"
Недостаточно развитая интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий
У большей части детей, которые поступают в школу, отмечается возрастная несформированность речи (около 60%), слабо развита моторика (30–35%), наблюдается недостаточная сформированность зрительного и з...
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)
МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...
Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
На самом деле, дети проявляющие агрессию в детском саду не редкость. Это зависит не от воспитателей не нашедших подход к ребенку, неправильного воспитания, плохой наследственности, а от...