Конспект открытого занятия в старшей группе "Звук и буква Ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект открытого занятия в старшей группе "Звук и буква Ы"
- познакомить детей с артикуляционным укладом гласного звука Ы;
- познакомить детей с буквой Ы;
- развивать в умение делить слова на слоги;
- упражнять в умении находить местоположение звука в слове;
- научить детей печатать букву Ы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_y.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:
«Звук [ы] и буква Ы»
Цели занятия:
Коррекционно образовательные:
- познакомить детей с артикуляционным укладом гласного звука Ы;
- познакомить детей с буквой Ы;
- развивать в умение делить слова на слоги;
- упражнять в умении находить местоположение звука в слове;
- научить детей печатать букву Ы;
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа;
- упражнять в образовании существительных множественного числа;
- развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.
Оборудование: индивидуальные зеркала, символы гласных звуков, цветные и простые карандаши, предметные картинки, карточки с буквой Ы.
Ход занятия
- Орг. момент.
Поприветствуем друг друга. Логопед раздает картинки с теми звуками, которые автоматизируем в речи.
- Знакомство со звуком Ы. Работа над развитием дыхания и голоса.
Учитель-логопед:
- К нам в гости пришел Мишка. Посмотрите, какой он? Он в лесу хотел достать мед из улья. Налетели пчелы и покусали Мишку. Давайте пожалеем его и поможем достать мед.
-Ребята, поможем Мишке? Пчелы приготовили нам испытания. Нужно правильно выполнить все задания и тогда пчелы заполнять соты медом.
- Ребята, а вы знаете, что такое соты? Соты – это маленькие ячейки, в которые наши полосатые труженики закладывают нектар, из которого вызревает мед.
-А кто из вас помнит, какой звук произносил Мишка, когда он заходил к нам? Правильно: «Ы-ы-ы-ы».
-Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Звук Ы- сердитый звук.
Губки улыбаются, а шея напрягается.
Язычок наш убегает от зубов подальше в ротик,
Спинку горкой выгибает, как сердитый котик.
Звук Ы - гласный, поётся, произносится голосом, нижняя челюсть опущена и слегка выдвинута вперед. Звук «Ы» обозначается красной фишкой.
4. Гимнастика для язычка. (1 задание)
-Ребята, давайте покажем Мишке, как делать гимнастику для язычка. Выполним упражнения : слоник, лошадка, змейка, бегемотик.
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Фонарик». (2 задание)
• Поднимите красную фишку, если услышите звук Ы. Дети выделяют гласный звук Ы из ряда гласных:
а, о, ы, у, э, ы, а, ы, у, э, ы, и, о, ы.
• Поднимите красную фишку, если услышите звук Ы (выделение звука ы из ряда слогов):
ма, мы, ты, ну, ка, пы, ба, ды, вэ, бы
• Поднимите красную фишку, если услышите звук Ы (выделение гласного звука Ы из слова):
Дом, дым, усы, быть, мак, бык, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
6. Игра «Ходит ёжик вдоль дорожек». (3 задание)
Определение места звука в слове. Дети определяют место звука «Ы» в словах: бусы, лыжи, дыня, часы, сыр, дым.
Логопед раздаёт картинки.
Осы – звук Ы в конце слова
Бусы – звук Ы в конце слова
Сыр – звук Ы в середине слова
Дым – звук Ы в середине слова
Дыня - звук Ы в середине слова
Лыжи - звук Ы в середине слова
Логопед: «А теперь попробуйте назвать слова, которые начинаются со звука Ы. - Да, таких слов нет!»
Логопед:
-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
-Давайте определим, сколько слогов в словах: сыр, дым, бусы, лыжи, дыня. С помощью конструктора сделаем схему.
7. Физминутка.
-Мишка наш заскучал. Давайте его повеселим.
Логопед включает музыку.
1.Мишутка, мишутка, мишутка любит мед.
Его он из горшочка лапкой достает
Облизывает лапу, мед – это так сладко!
Кто же мед соберет?
Кто же в соты принесет?
Жу- жу-жу ла-ла-ла
Ну конечно же пчела!
2. Мишутка, мишутка, мишутка любит мед.
Его он из горшочка лапкой достает
Облизывает лапу, мед – это так сладко!
Кто за медом в цветок
Опускает хоботок
Жу- жу-жу ла-ла-ла
Ну конечно же пчела!
8. Игра «Один – много» с мячом
-Я назову один предмет, а вы много этих предметов:
Нос - носы, лапа – лапы, пчела – пчелы, оса – осы, сота – соты, цветок –цветы.
9. Знакомство с буквой Ы.( 4 задание)
-Посмотрите дети, как выглядит буква Ы. Она всегда ходит с палочкой
-Сделаем букву «Ы» из пальцев
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
10. Выложить и обвести букву Ы . (5 задание)
Логопед раздает букву «Ы». Дети с помощью каштана выкладывают букву.
-А теперь давайте найдем все буквы « Ы» и обведем красным карандашом.
11. Зрительная гимнастика.
-Ребята, наши пчелы разлетелись. Давайте, не поворачивая головы, посмотрим налево, на пчелку, а теперь направо, на другую пчелку. ( Дети выполняют с помощью метода «биоэнергопластики»).Ладошки, глазки и язычок.
12.Артикуляционная разминка. (6 задание)
Слушайте меня внимательно,
Повторяйте все старательно:
Ды-ды-ды- очень плохо без воды.
Ты-ты-ты- маме подарю цветы.
Ны-ны-ны – спят медведи до весны.
Сы-сы-сы- испугались мы осы.
Лы-лы-лы- спрятались мы от пчелы
-Какой последний звук мы произносим в словах воды, цветы, весны, осы, пчелы?
- Правильно! Звук «Ы».
13.А сейчас не зевай, слово с Ы лишь повторяй: (7 задание)
Дом-дым сон-сын бак-бык сор-сыр рис-рысь Дина-дыня Мало-мыло
14. Итог занятия.
– С каким звуком мы познакомились ?
– Какой это звук?
– А есть ли слова, которые начинаются на звук « Ы»?
- Ребята, посмотрите, мы все задания выполнили правильно и пчелы наполнили соты медом.
Дети дает Мишке бочонок с медом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»
Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...
Конспект открытого занятия по развитию речи на букву «Д».
Занятие по развитию речи на букву «Д» в старшей группеПо мотивам книги М.Площадной «Моя семья от «А» до «Я».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художестве...
Конспект открытого занятия на тему "Звук и буква Ш"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ «Конспект педагогического ме...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Звуки и буквы".
Конспект фронтального занятия в старшей группе №2,«Буквы и звуки»Подготовила и провела учитель-логопед Петрова Елена Алексеевна.Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах А, У, О. Познаком...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Звук [х]. Буква Х
Обучение грамоте...
Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по теме:"Звук и буква У"
Задачи:- закреплять правильное произношение звука У;- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;- познакомить с понятием “гласный” звук;- ввести новое обозначение гла...