Конспект открытого занятия в старшей группе "Звук и буква Ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Баулина Светлана Евгеньевна

Конспект открытого занятия в старшей группе "Звук и буква Ы"

- познакомить детей с артикуляционным укладом гласного звука Ы;

- познакомить детей с буквой Ы;

- развивать в умение делить слова на слоги;

- упражнять в умении находить местоположение звука в слове;

- научить детей печатать букву Ы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:

 «Звук [ы] и буква Ы»

                                   

Цели занятия:

Коррекционно образовательные:

- познакомить детей с артикуляционным укладом гласного звука Ы;

- познакомить детей с буквой Ы;

- развивать в умение делить слова на слоги;

- упражнять в умении находить местоположение звука в слове;

- научить детей печатать букву Ы;

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа;

- упражнять в образовании существительных множественного числа;

- развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Оборудование: индивидуальные зеркала, символы гласных звуков, цветные и простые карандаши, предметные картинки, карточки с буквой Ы.

Ход занятия

  1. Орг. момент. 

Поприветствуем друг друга. Логопед раздает картинки с теми звуками, которые автоматизируем в речи.

  1. Знакомство со звуком Ы. Работа над развитием дыхания и голоса.

   
Учитель-логопед:
   - К нам в гости пришел Мишка. Посмотрите, какой он? Он в лесу хотел достать мед из улья. Налетели пчелы и покусали Мишку. Давайте пожалеем его  и поможем достать мед.

-Ребята, поможем Мишке? Пчелы приготовили нам испытания. Нужно правильно выполнить все задания и тогда пчелы заполнять соты медом.

  - Ребята, а вы знаете, что такое соты? Соты – это маленькие ячейки, в которые наши полосатые труженики закладывают нектар, из которого вызревает мед.
    -А кто из вас помнит, какой звук произносил Мишка, когда он заходил к нам? Правильно: «Ы-ы-ы-ы».
-Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.

    Звук Ы- сердитый звук.

Губки улыбаются, а шея напрягается.

Язычок наш убегает от зубов подальше в ротик,

Спинку горкой выгибает, как сердитый котик.

Звук Ы - гласный, поётся, произносится голосом, нижняя челюсть опущена и слегка выдвинута вперед. Звук «Ы» обозначается красной фишкой.

4. Гимнастика для язычка. (1 задание)

-Ребята, давайте покажем Мишке, как делать гимнастику для язычка. Выполним упражнения : слоник, лошадка, змейка, бегемотик.


5. Развитие фонематического слуха. Игра «Фонарик». (2 задание)

• Поднимите красную фишку, если услышите звук Ы. Дети выделяют гласный звук Ы из ряда гласных:

а, о, ы, у, э, ы, а, ы, у, э, ы, и, о, ы.

• Поднимите красную фишку, если услышите звук Ы (выделение звука ы из ряда слогов):

ма, мы, ты, ну, ка, пы, ба, ды, вэ, бы

• Поднимите красную фишку, если услышите звук Ы (выделение гласного звука Ы из слова):

Дом, дым, усы, быть, мак, бык, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.

6. Игра «Ходит ёжик вдоль дорожек». (3 задание)

Определение места звука в слове. Дети определяют место звука «Ы» в словах: бусы, лыжи, дыня, часы, сыр, дым.

Логопед раздаёт картинки.

Осы – звук Ы в конце слова

    Бусы – звук Ы в конце слова

Сыр – звук Ы в середине слова

Дым – звук Ы в середине слова

Дыня - звук Ы в середине слова

Лыжи - звук Ы в середине слова

Логопед: «А теперь попробуйте назвать слова, которые начинаются со звука Ы. - Да, таких слов нет!»

Логопед:

-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

-Давайте определим, сколько слогов в словах: сыр, дым, бусы, лыжи, дыня. С помощью конструктора сделаем схему.

  7. Физминутка.

-Мишка наш заскучал. Давайте его повеселим.

Логопед включает музыку.

1.Мишутка, мишутка, мишутка любит мед.

Его он из горшочка лапкой достает

Облизывает лапу, мед – это так сладко!

Кто же мед соберет?

Кто же в соты принесет?

Жу- жу-жу ла-ла-ла

Ну конечно же пчела!

    2. Мишутка, мишутка, мишутка любит мед.

     Его он из горшочка лапкой достает

     Облизывает лапу, мед – это так сладко!

     Кто за медом в цветок

     Опускает хоботок

Жу- жу-жу ла-ла-ла

Ну конечно же пчела!

  8. Игра «Один – много»  с мячом

-Я назову один предмет, а вы много этих предметов:

Нос - носы, лапа – лапы, пчела – пчелы, оса – осы, сота – соты, цветок –цветы.

9. Знакомство с буквой Ы.( 4 задание)

-Посмотрите дети, как выглядит буква Ы. Она всегда ходит с палочкой

-Сделаем букву «Ы» из пальцев  

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

10. Выложить и обвести букву Ы . (5 задание)

 Логопед раздает букву «Ы». Дети с помощью каштана выкладывают букву.

-А теперь давайте найдем все буквы « Ы» и обведем красным карандашом.

11. Зрительная гимнастика.

-Ребята, наши пчелы разлетелись. Давайте, не поворачивая головы, посмотрим  налево, на пчелку, а теперь  направо, на другую пчелку. ( Дети выполняют с помощью метода «биоэнергопластики»).Ладошки, глазки и язычок.

      12.Артикуляционная разминка. (6 задание)

Слушайте меня внимательно,

Повторяйте все старательно:

Ды-ды-ды- очень плохо без воды.

Ты-ты-ты- маме подарю цветы.

Ны-ны-ны – спят медведи до весны.

Сы-сы-сы- испугались мы осы.

Лы-лы-лы- спрятались мы от пчелы

-Какой  последний звук мы произносим в словах воды, цветы, весны, осы, пчелы?

- Правильно! Звук «Ы».

13.А сейчас не зевай, слово с Ы лишь повторяй: (7 задание)

Дом-дым сон-сын бак-бык сор-сыр рис-рысь Дина-дыня Мало-мыло

14. Итог занятия.

 – С каким звуком мы познакомились ?

– Какой это звук?

– А есть ли слова, которые начинаются на звук « Ы»?

- Ребята, посмотрите, мы все задания выполнили правильно и пчелы наполнили соты медом.

Дети дает Мишке бочонок с медом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия по развитию речи на букву «Д».

Занятие по развитию речи на букву «Д» в старшей группеПо мотивам книги М.Площадной «Моя семья от «А» до «Я».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художестве...

Конспект открытого занятия на тему "Звук и буква Ш"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ       «Конспект педагогического ме...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Звуки и буквы".

Конспект фронтального занятия в старшей группе №2,«Буквы и звуки»Подготовила и провела учитель-логопед Петрова Елена Алексеевна.Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах А, У, О. Познаком...

Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по теме:"Звук и буква У"

Задачи:- закреплять правильное произношение звука У;- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;- познакомить с понятием “гласный” звук;- ввести новое обозначение гла...