Коррекция речи детей с ТНР в ходе моделирования дидактических игр
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Денисова Ольга Вячеславовна

Данная статья представляет опыт логопеда по коррекции речи детей с ТНР в ходе совместного моделирования дидактических игр на основе алгоритма  детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой и продуктивной) и в условиях активного сотрудничества с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речи детей с ТНР в ходе проектной деятельности по  созданию и проведению дидактических игр

 

Ключевые слова: дети с ТНР, проект, изготовление игр, технология игры, сотрудничество.

 Коррекционно-развивающая работа на современном этапе предполагает игровую деятельность. Учитывая это, мы используем дидактические игры в качестве самостоятельных технологий для изучения понятия, темы или раздела учебного предмета. Однако недостаточное их соответствие теме и задачам логопедического занятия потребовало от нас разрешения проблемы.  В поисках способа мы пришли к идее провести проект, целью которого является организация совместной продуктивной деятельности с детьми по созданию дидактических  игр и проведение их на логопедических занятиях. Изучение нами разновидностей настольно-печатных игр показало, что технология их изготовления проста, и все они включают в себя дидактическую задачу, материал, игровые  действия, правила, результат (Н.А. Аникеева, А.К. Бондаренко, В.Д., Шмаков и др.). В некоторых играх есть элемент соревнования. На этапе исследования проводился сбор и анализ информации об играх конкретного вида, например игр-бродилок. Дети изучали, как выглядит игровой материал, какие действия совершают игроки и каким правилам подчиняются. Подмечали, что героями игры могут быть объекты окружающего мира, герои сказок, буквы, цифры, геометрические фигуры и др. На этапе подготовки к изготовлению игры логопед определял для себя дидактическую цель игры. Например, упражнять детей в определении места звука «Ш» в слове. Затем мотивировал детей на  создание игры тем, что в группе нет игры с данным звуком. И дети проявляли готовность сделать её сами. Героем игры была выбрана змейка, как объект, издающий звук «Ш». Логопед тут же предлагал им придумать слова, в которых слышится «песенка змейки», и записывал их за детьми, чтобы заранее подобрать контуры названных объектов для будущей игры. На этапе продуктивной деятельности логопедом сначала формулировалась цель для детей в виде игровой задачи: - Змейка любит играть в прятки, попробуем найти место в слове, где она прячется. Затем предлагалось раскрасить контуры ранее подобранных детьми объектов, в названии которых есть звук «Ш», и наклеить их на игровом поле. Далее все вместе дети объясняли последовательность игровых действий,  правила игры и придумывали её название. И уже на занятии  проводилась сама игра «Сыщики». Главный результат работы: радость детей  от игры и продуктивной деятельности по её изготовлению. Побочный эффект: успешное усвоение программы, овладение штриховкой, пополнение среды дидактическими играми на разные задачи коррекции речи. Новизна опыта в организации исследовательской, продуктивной и игровой деятельности, где дети - активные участники образовательного процесса.

Список литературы

Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]/Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2011.-96с. (Развитие и воспитание дошкольника)

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. 2008г. Основное содержание работы с детьми 4 уровня развития речи. //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи./Авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Издательство «Просвещение» с 111-117.

Шмаков С. А.. Учимся, играя... [Текст] : методическое пособие / С. А. Шмаков. - Москва: ЦГЛ, 2003. - 125, [2] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР

Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия. ...

Наглядное моделирование в коррекции речи детей с ТНР

В презентации представлены некоторые наглядные модели для коррекции разных сторон речи детей с ТНР....

Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного тво...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ходе режимных моментов

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного развития и обучения грамоте. Дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Связная речь выполняет ...

Моделирование подвижных игр с целью коррекции речи детей с ОНР.

Данная статья научит логопеда создавать подвижные игры с речевым сопровождением с учётом выбранных задач коррекции речи и раскрывает разные способы их моделирования....