Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бондаренко Виктория Викторовна

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_m_o_konsultatsiya.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м Учитель-логопед старшей-подготовительной логопедической группы: Бондаренко В. В. А Л Р Ш Здоровьесберегающие технологии в работе Учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми Нарушениями речи (дизартрия) МКДОУ Д/с №2 г. Пласта

Слайд 2

З доровье – «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. ДИЗАРТРИЯ - это нарушение звукопроизношения, просодики и голосообразования, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. О Л О

Слайд 3

СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ДИЗАРТРИИ артикуляторные расстройства дыхательные расстройства голосовые расстройства трудности в автоматизации звуков нарушения просодической системы нарушения общей моторики нарушения мелкой моторики

Слайд 4

Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими . Н еобходимо использовать здоровьесберегающие методы, приемы и средства, облегчающие и способствующие ускорению процесса коррекции дизартрических расстройств.

Слайд 5

. « Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Слайд 6

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Слайд 7

Принцип здоровьесберегающих технологий: - принцип «Не навреди! »; - принцип сознательности и активности; - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности и индивидуальности; - принцип всестороннего и гармоничного развития личности; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий; - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Слайд 8

. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ – часть комплексной психолого – педагогической работы по коррекции речи. Применяем для коррекции нарушений тонуса мышц периферического речевого аппарата. Чаще делаю расслабляющий массаж. Приемы традиционные: поглаживание, растирание, разминание, вибрации. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата .

Слайд 9

. САМОМАССАЖ – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

Слайд 10

САМОМАССАЖ КИСТЕЙ, ПАЛЬЦЕВ РУК . Все упражнения и игры с пальчиками влияют на развитие речевых центров коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Массаж пальцев проводим по разным методикам: - растирание пальцев, ладоней и тыльной стороны кисти в игровой форме: - «Греем руки», Наденем, снимем перчатки »; - массаж 6-гранным карандашом; - массаж шариками, - пуговичный массаж, - сухой бассейн из фасоли, гороха.

Слайд 11

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики осуществляю, как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Можно выделить главные правила проведения пальчиковых игр. 1. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно 2.После каждого упражнения следует расслаблять пальцы

Слайд 12

Л С А М АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – развивает артикуляционную моторику: укрепляет мышцы, вырабатывает полноценные движения, определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. При выполнении артикуляционных упражнений дети - дизартрики испытывают сильное мышечное напряжение, (спастика, гиперкинезы), быстро утомляются. Оживить процесс выполнения артикуляционной гимнастики помогают иллюстрации, стихи, сказки, смена статических поз.

Слайд 13

Л С А М Артикуляционную гимнастику сочетаем с БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Слайд 14

Л С А М ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА- помогает сформировать сильный плавный ротовой выдох - способствует развитию и укреплению грудной клетки - направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания - необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения. Используем различные предметы и игрушки для развития физиологического дыхания. Полезно пускание мыльных пузырей, дутье в воду через соломинку- «шторм в стакане», надувание воздушных шаров. Звуковые волны для развития речевого выдоха

Слайд 15

Л С А М УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ – направлены на развитие мелкой моторики, позволяют повысить мозговую активность через массаж БАТ. «Су – джок терапия» - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.

Слайд 16

Л С А М Упражнения с массажными мячами используем с разными коррекционными целями. 1)Многим дизартрикам свойственна гиперактивность. Кроме того, чтобы лучше воспринимать информацию, ребенку необходимо движение. Поэтому во время прослушивания стихов, рассказов – дети могут держать в руках, катать между ладонями массажные мячи. 2)Упражнения – направлены на развитие мелкой моторики , ручной умелости, пластичности в движениях руки, позволяют повысить мозговую активность через массаж ладоней и пальцев, где находится много БАТ.

Слайд 17

Л С А М 3)Упражнения для массажа рук со стишками . «Мячик», «Ежик и мышки», «Испечем каравай», «Колкие иголки» и т.д. 4)Упражнения с массажным мячом для закрепления и дифференциации пространственных предлогов : «Фокусник». 5)Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики с одновременными действиями с массажным мячом. (Горка, Качели, Лошадка, Грибок, Гармошка)

Слайд 18

Л С А М 6)Упражнения с мячом при автоматизации звуков: а) изолированно: катать мяч по дорожке, по столу, по руке, по колену (С- с горки, Л –по руке вверх, Р- по столу, по колену, Ш- в чашечке). б) в слогах, словах: «Передай с движением». Положительно то, что снижается напряжение, утомляемость, речевая деятельность происходит в движении, постоянно меняются динамические позы, повышается интерес к упражнениям по автоматизации звуков.

Слайд 19

У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведении детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровье сберегающие технологии: физминутки.

Слайд 20

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку.

Слайд 21

В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Слайд 22

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимают психологическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Слайд 23

РАЗВИТИЕ МИМИКИ – создает нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица, которые участвуют в речеобразовательном процессе. Развитие мимической моторики проводим параллельно с развитием артикуляторной моторики. Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения с речедвигательного аппарата, развивают память и внимание. Улучшается мелодико- интонационная сторона речи. Одновременно развиваем пантомимику.

Слайд 24

. Логоритмика «Движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки» Л. Выготский А для развития речи необходимо движение ума. Поэтому телесно – моторная активность на всех этапах коррекции речи – важнейшее условие успеха. Речевые упражнения по автоматизации звуков сочетаем с движениями пальцев; чистоговорки - с движениями, пантомимическими этюдами. Автоматизация звуков в движении : «повторялки» с шагами, хлопками, поскоками, собиранием предметов, выкладыванием узоров, перебиранием бус. Очень активно используем передачу мяча : « Передай с мячом слово »

Слайд 25

Л С А М ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Основная деятельность ребёнка - игра. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности. Игры - диалоги Игры «Расскажи стихи руками» Обыгрывание чистоговорок в процессе автоматизации звуков Диалогические скороговорки в образах. «Надень шапочку и повторяй предложения в образе своего героя ».

Слайд 26

Л С А М ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ – эффективное средство коррекции звукопроизношения и развития связной речи. Используем на всех этапах коррекции речи: от придумывания чистоговорок и обыгрывания отгадок, изображения стихов и до драматизации сказок с диалогами .

Слайд 27

Результаты использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками: корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; снижается уровень заболеваемости; повышается работоспособность, выносливость; развиваются психические процессы; развивается общая и мелкая моторики; повышается речевая активность; увеличивается уровень социальной адаптации;

Слайд 28

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением речи"

Презентация для родителей  "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ"...

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР

В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников является ведущей деятельностью. В процессе...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"

Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...