Комплексы утренней разминки
методическая разработка по логопедии

Степоненкова Светлана Александровна

В описании комплекса представлены игры на развитие дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_utrenney_razminki.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс 1

1.Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, поднять на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны.

2.«Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями

вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3.«Трубочка» - одновременно с протяжным звуком У (губы тру-

бочкой), соединить ладони перед грудью, локти развести в стороны.

4.«Болтушка» - рот широко раскрыт, прямые руки подняты

вверх. Одновременно с движением широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5.«Цоканье»  языком - прямые руки подняты вверх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6.«Коготки» напряженные пальцы рук выдвинуты вперед.

7.«Ножницы» - выполняются в традиционной манере с

дополнительным изменением по команде положения рук:  «Вверх;  в стороны;    к груди;    вниз; правая вверх - левая вниз;    левая в сторону - правая вверх и т.п.».

8.Игра «Хлоп-топ». Услышав звук  И - хлопнуть в ладоши, звук

Ы - топнуть ногой.

Комплекс 2

  1. Дыхательное упражнение «Ракета» (см. компл.1) со звуком О.
  2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл.1).
  3. «Накажем непослушный язычок» - пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.
  4. «Качели» - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
  5. «Болтушка» (см. компл.1), только руки разведены в стороны.
  6. «Цоканье» языком.
  7. «Коготки» (см. компл.1)
  8. Игра «Хлоп-топ». Услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У - топнуть ногой.

Комплекс 3

  1. Дыхательное упражнение «Ракета», выдох со звуком У.
  2. Чередование «Улыбка» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл.2).
  3. Широко открыть рот - руки согнуть в локтях, пальцы разведены с силой.

     Закрыть рот - пальцы сжать в кулаки.

  1. «Качели» - (см. компл.2)
  2. «Болтушка» - (см. компл.1).
  3. «Часики» - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.  Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
  4. «Накажем непослушный язычок» - пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.
  5. Игра «Хлоп-топ». Услышав звук А - хлопнуть, звук И - топнуть.

Комплекс 4

  1. Дыхательное упражнение «Ракета». Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполнятеся это упр-ие после  «Ракеты» с медленным плавным выдохом).
  2. Упражнение «Крокодил». Широко расскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: пальцы при этом  напряжены и разведены  с силой. При закрывании рта кисти соеденить, плотно сжав оладони и сведя вместе пальцы.
  3. Упражнение «Болтушка» (см. компл.1)
  4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

     «Улыбка» - руки разведены в стороны, при этом указательный палец с большим образует «колечки».

     «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеех рук соираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

  1. «Накажем непослушный язычок» (см. компл. 2,3)
  2. «Качели» (см. компл. 2)
  3. «Часики» (см. компл. 3)
  4. Игра «Хлоп-топ» на различение звонких - глухих согласных. Услышав слог ПА - хлопнуть себя по коленкам, слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки. (То же с другими парами БО-ПО, ПЫ-БЫ ...) 

Комплекс 5

  1. Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры». Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание.  

Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

  1. Упражнение «Крокодил» (см. компл. 4)
  2. «Накажем непослушный язычок» (см. компл. 2,3)
  3. «Ножницы» (см. компл. 1).
  4. «Коготки» (см. компл.1)
  5. Поочередное сжимание и разжимание кулаков по команде.
  6. «Качели» (см. компл. 2)
  7. «Часики» (см. компл. 3)
  8. Игра «Топ-топ». Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком П, левой - со звуком Б (ПА-БА, БО - ПО ...).

Комплекс 6

  1. Дыхательное упражнение «Ракета». Во время паузы поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постатраться удержать равновесие на другой ноге, а затем сделать глубокий выдох.
  2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

     «Улыбка» - руки разведены в стороны, при этом указательный палец с большим образует «колечки».

     «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеех рук соираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

  1. «Болтушка» - (см. компл.1).
  2. «Ножницы»-«Дощечка»-«Кулачок». «Ножницы» - пальцы с силой разведены, «Дощечка» - плотно прижаты друг к другу, «Кулачек» - пальцы с силой сжимаются в кулаки по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе.
  3. «Качели» (см. компл. 2)
  4. «Накажем непослушный язычок» (см. компл. 2,3)
  5. «Часики» (см. компл. 3)
  6. Игра «Топ-топ». Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком Т, левой - со звуком Д  (ТА - ДА, ТО - ДО ...).

Комплекс 7

  1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик». Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА), руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание.

Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»), Задержать дыхание. Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА!).

  1. «Крокодил» (см. компл. 4)
  2. «Качели» (см. компл. 2)
  3. «Болтушка» - (см. компл.1,2).
  4. «Часики» (см. компл. 3)
  5. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).
  6. «Ножницы» -«Дощечка» -«Кулачок» (см. компл. 6).
  7. Упражнение «Маляры».
  • Круговые движения языком по губам,

сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.

  • То же самое с движениями языка в преддверии

рта (рот закрыт).

  • По зубам (рот раскрыт).
  1. Игра «Топ-топ» (см. компл. 5,6).

Комплекс 8

  1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» (см. компл. 7).
  2. «Качели» (см. компл. 2)
  3. «Болтушка» - (см. компл.1,2).
  4. «Часики» (см. компл. 3)
  5. «Накажем непослушный язычок» (см. компл. 2,3)
  6. «Маляры» (см. компл. 7).
  7. Упражнение «Змея». Руки согнуты в локтях, кисти

охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем  руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - «жало» также медленно расслабляются и возвращаются на место.

  1. Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого

звука сопровождаются определенным жестом:

звук О - пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца;

звук А - ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;

звук У - руки пред грудью, ладони плотно прижаты друг к другу;

звук И - руки медленно разводятся в стороны.

(Сначала упр-ие выполняется с одним, замет с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).

Комплекс 9

  1. Дыхательное упражнение «Насос».

 Руки опущены вниз вдоль туловища.

Медленный вдох через нос - руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях.

Задержка  дыхания.

Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот со звуком УУУУ.

Руки скользят вдоль туловища вниз.

  1. «Крокодил» (см. компл. 4)
  2. «Болтушка» - (см. компл.2).
  3. «Качели» (см. компл. 2)
  4. «Часики» (см. компл. 3)
  5. «Маляры» (см. компл. 7).
  6. «Ножницы» -«Дощечка» -«Кулачок» (см. компл. 6).
  7. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции, произнесение его в сопровождении соответственного жеста (по памяти) (см. компл.8).

Комплекс 10

  1. Дыхательное упражнение «Веточка». Медленно поднять руки вверх, сделать при этом вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу - задержать дыхание. Медленно выдохнуть через рот, наклоняясь вправо, руки  прямые над головой. Задержать дыхание. Медленно вдох через нос. Выпрямиться. Задержать дыхание. Медленный выдох через рот, наклоняясь влево. Снова задержать дыхание.
  2. «Крокодил» (см. компл. 4)
  3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. клмпл.4).
  4. «Болтушка» - (см. компл.2).
  5. Повторить упр-ие 5, комплекс 1.
  6. «Качели» (см. компл. 2)
  7. «Часики» (см. компл. 3)
  8. «Змея» (см. клмпл. 8).
  9. Игра «Топ-топ». Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком Ф - хлопнуть в ладоши, слог со звуком В - стукнуть пятками по полу, предварительно поднявшись на носки.

Комплекс 11

  1. Дыхательное упражнение «Веточка» (см. компл. 10).
  2. «Крокодил» (см. компл. 4)
  3. Чередование «Улыбки» , «Трубочки», «Рупора».

     «Улыбка» - руки разведены в стороны, при этом указательный палец с большим образует «колечки».

     «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеех рук соираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

     «Рупор» - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони перед грудью сложены корабликом.

  1. «Качели» (см. компл. 2)
  2. «Часики» (см. компл. 3)
  3. «Болтушка» - (см. компл.1,2).
  4. «Маляры» (см. компл. 7).
  5. «Накажем непослушный язычок» (см. компл. 2,3)
  6. Проговаривание слоговых рядов в сопровождении

соответствующих движений. Слог со звуком К - стукнуть кулаком об кулак, слог со звуком Г - хлопнуть себя по коленкам.

Разминки 

- содержат дыхательные  и голосовые упражнения, задания для развития фонематического восприятия, а также

комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики.

Проводятся на утреннем сборе детей и/или во время проведения коррекционного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя разминка " Вот платочки хороши, поиграют малыши!"

Утренняя разминка в 1 младшей группе: ВОТ ПЛАТОЧКИ ХОРОШИ, ПОИГРАЮТ МАЛЫШИ Задачи:Упражнять детей в ходьбе и беге;Приучать действовать совместно, координировать движения (н...

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Комплекс мини-разминок "Побегаем-попрыгаем"

Комплекс мини-разминок.Аудио можно найти в моих аудиозаписях...

Утренняя разминка

Некоторые рекомендации...

УТРЕННЯЯ РАЗМИНКА «ШУТКА» (с элементами самомассажа)

Учить детей заботиться о своем теле, стремиться доставить приятное другим; укреплять мышцы корпуса, ног, рук; развивать правильную осанку....

Фото отчет "Праздника золотая Осень",Утренняя разминка",Театральная сказка ,развлечения

Фото отчет Праздника "Золотая осень",развлечение,утренняя разминка,театр,лук от всех болезней......

Картотека утренней разминки в первой младшей группе

Утренняя разминка является одной из главных форм режима пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. С её помощью решаются следующие задачи:Разбудить организм ребенка, настроить е...