Речевые дидактические игры по лексической теме "Домашние животные"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Домашние животные | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
«Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, оставляет себе изображения взрослых животных и показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собачка потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажите и назовите». Выигрывает тот ребенок, который быстрее найдет подходящую картинку и правильно назовет её. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошка, кот – коты, котёнок – котята, собака – собаки, щенок – щенята, коза – козы, козлёнок – козлята, овца – овцы, баран – бараны, ягнёнок – ягнята, лошадь – лошади, конь – кони, жеребенок – жеребята, корова – коровы, бык – быки, телёнок – телята, кабан – кабаны, поросёнок – поросята, кролик – кролики, крольчиха – крольчихи, крольчонок – крольчата.
«Мяч катай — слово называй»
Цель: учить детей образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: мяч среднего размера
Ход. Педагог берет мяч среднего размера и прокатывает его по столу одному из детей, говоря слово: «Кошка». Предлагает каждому ребенку, поймав мяч, прокатить его вам обратно, назвав при этом детеныша кошки. Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Котенок». И так далее.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какого-нибудь животного и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому: кошка – кошечка, кот – котик, котёнок – котёночек, собака – собачка, щенок – щеночек, коза – козочка, козёл – козлик, козлёнок – козлёночек, овца – овечка, баран – барашек, ягнёнок – ягнёночек, лошадь – лошадка, жеребенок – жеребёночек, корова – коровка, бык – бычок, телёнок – телёночек, поросёнок – поросёночек.
Игра «Кто как голос подаёт?»
Цель: актуализировать глагольный словарь
Оборудование: предметные картинки с изображением животных
Ход. Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке и говорить кто, как голос подаёт. Например: «Что делает кошка?»:
кошка –… мяукает, собака –… лает, корова –… мычит
лошадь – …ржёт, свинья – …хрюкает, овца – …блеет
коза – ..мекает.
При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.
Игра «Чья? Чей? Чьё? Чьи?»
Цель: образовывать относительные прилагательные
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог показывает картинку животного. Дети закрывают глаза. Педагог в это время закрывает любую часть тела животного. Дети открывают глаза, угадывают, спрятанную часть тела и называют кому она принадлежит.
Голова лошади (чья голова?)-…лошадиная;
Уши кролика (чьи уши?)-….кроличьи;
Хвост коровы (чей хвост?) -…коровий;
Шея свиньи (чья шея?) -…свиная;
Хвост собаки (чей хвост?) -…собачий;
Лапки кошки (чьи лапки?) -..кошачьи;
Голова овцы (чья голова?)-…овечья;
Игра «Мамы и малыши».
Цель: учить образовывать предложный падеж
Оборудование: картинки с изображением детенышей животных
Ход. Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке и называть, кто о ком заботится. Например:
Лошадь заботится о - …. жеребятах.
Крольчиха заботится о -…крольчатах.
Корова заботится о -…телятах.
Коза заботится о -…козлятах.
Кошка заботится о -…котятах.
Собака заботится о –… щенятах.
Овечка заботится о –… ягнятах.
Свинья заботится о –…поросятах.
При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.
Игра «Покорми животных».
Цель: учить образовывать существительные в винительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображение животных и еды
Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке с животным, а картинки с едой раскладывает на столе. Предлагает детям по очереди «покормить своё животное».
Например: Кошке дам…рыбку, молоко...
Собаке -…косточку, мясо…
Лошади – овёс, траву, сено…
Корове, козе, овце - траву, сено...
Выигрывают те дети, которые правильно подберут и назовут еду.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель: актуализировать словарь по теме
Оборудование: предметные картинки животных и их жилищ
Ход. Педагог раскладывает на столе все картинки и предлагает детям подобрать правильную пару. Например: «Кто где живёт?» Корова живёт – …в коровнике,
Собака – в….конуре (будке),
Лошадь – в …конюшне,
Кролик – в …крольчатнике,
Свинья -.. в свинарнике,
Овца – в…овчарне,
Коза – в ..хлеву.
Выигрывают те дети, которые дадут больше правильных ответов.
«У кого сколько?»
Цель: учить согласовывать числительное с существительным
Оборудование: предметные картинки, цифры, фишки
Ход. Педагог показывает число и взрослого животного, а дети по очереди составляют предложение у кого, сколько детенышей появилось:
- У лошади появилось 2 (5)….жеребенка (жеребят);
- У коровы появилось 3 телёнка, …5 телят;
- У собаки появилось 4 щенка… и т.п.
Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
«Кто больше?»
Цель: актуализировать глагольный словарь по теме
Оборудование: фишки
Ход. Педагог предлагает придумать как можно больше слов – действий к разным животным:
Собака (что делает?)- …сторожит, охраняет, охотится, грызёт (кость), лает…
Кошка (что делает?) – мяукает, мурлыкает, шипит, царапается, ловит (мышей)..
Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Дидактическая игра "Посчитай" лексическая тема "Животные жарких стран"
В игре закрепляем употребление числительных с существительными....
Дидактические игры по лексической теме "Животные разных стран"
Обогащение словарного запаса и развитие речевых навыков....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....