Речевые дидактические игры по лексической теме "Домашние животные"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Домашние животные19.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

 «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, оставляет себе изображения взрослых животных и показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собачка потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажите и назовите». Выигрывает тот ребенок, который быстрее найдет подходящую картинку и правильно назовет её. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

 «Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошка, кот – коты, котёнок – котята, собака – собаки, щенок – щенята, коза – козы,  козлёнок – козлята, овца – овцы, баран – бараны, ягнёнок – ягнята, лошадь – лошади, конь – кони, жеребенок – жеребята, корова – коровы, бык – быки, телёнок – телята, кабан – кабаны, поросёнок – поросята, кролик – кролики, крольчиха – крольчихи, крольчонок – крольчата.

«Мяч катай слово называй»

Цель: учить детей образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: мяч среднего размера

Ход. Педагог берет мяч среднего размера и прокатывает его по столу одному из детей, говоря слово: «Кошка». Предлагает каждому ребенку, поймав мяч, прокатить его вам обратно, назвав при этом детеныша кошки. Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Котенок». И так далее.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какого-нибудь животного и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому: кошка – кошечка, кот – котик, котёнок – котёночек, собака – собачка, щенок – щеночек, коза – козочка, козёл – козлик, козлёнок – козлёночек, овца – овечка, баран – барашек, ягнёнок – ягнёночек, лошадь – лошадка, жеребенок – жеребёночек, корова – коровка, бык – бычок, телёнок – телёночек, поросёнок – поросёночек.

Игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: актуализировать глагольный словарь

Оборудование:  предметные картинки с изображением животных

Ход. Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке и говорить кто, как голос подаёт. Например: «Что делает кошка?»:

кошка –… мяукает,       собака –… лает,               корова –… мычит

лошадь – …ржёт,           свинья – …хрюкает,        овца – …блеет

коза – ..мекает.

При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.

Игра «Чья? Чей? Чьё? Чьи?»

Цель: образовывать относительные прилагательные

Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог показывает картинку животного. Дети закрывают глаза. Педагог в это время закрывает любую часть тела животного. Дети открывают глаза, угадывают, спрятанную часть тела и называют кому она принадлежит.

Голова лошади (чья голова?)-…лошадиная;

Уши кролика (чьи уши?)-….кроличьи;

Хвост коровы (чей хвост?) -…коровий;

Шея свиньи (чья шея?) -…свиная;

Хвост собаки (чей хвост?) -…собачий;

Лапки кошки (чьи лапки?) -..кошачьи;

Голова овцы (чья голова?)-…овечья;

Игра «Мамы и малыши».

Цель: учить образовывать предложный падеж

Оборудование: картинки с изображением детенышей животных

Ход.  Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке и называть, кто о ком заботится. Например:  

Лошадь заботится о - …. жеребятах.

  Крольчиха заботится о -…крольчатах.

  Корова заботится о -…телятах.

  Коза  заботится о -…козлятах.

  Кошка  заботится о -…котятах.

  Собака заботится о –… щенятах.

  Овечка  заботится о –… ягнятах.

  Свинья  заботится о –…поросятах.

При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.

Игра «Покорми животных».

Цель: учить образовывать существительные в винительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображение животных и еды

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке с животным, а картинки с едой раскладывает на столе. Предлагает детям по очереди «покормить своё животное».

Например:  Кошке дам…рыбку, молоко...

Собаке -…косточку, мясо…

Лошади – овёс, траву, сено…

Корове, козе, овце - траву, сено...  

Выигрывают те дети, которые правильно подберут и назовут еду.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: актуализировать словарь по теме

Оборудование: предметные картинки животных и их жилищ

Ход. Педагог раскладывает на столе все картинки и предлагает детям подобрать правильную пару. Например: «Кто где живёт?» Корова живёт – …в коровнике,

Собака – в….конуре (будке),

Лошадь – в …конюшне,

Кролик – в …крольчатнике,

Свинья -.. в свинарнике,

Овца – в…овчарне,

Коза – в ..хлеву.

Выигрывают те дети, которые дадут больше правильных ответов.

«У кого сколько?»

Цель: учить согласовывать числительное с существительным

Оборудование: предметные картинки, цифры, фишки

Ход. Педагог показывает число и взрослого животного, а дети по очереди составляют предложение у кого, сколько детенышей появилось:

- У лошади появилось 2 (5)….жеребенка (жеребят);

- У коровы появилось 3 телёнка, …5 телят;

- У собаки появилось 4 щенка… и т.п.

Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

«Кто больше?»

Цель: актуализировать глагольный словарь по теме

Оборудование: фишки

Ход. Педагог предлагает придумать как можно больше слов – действий к разным животным:

Собака (что делает?)- …сторожит, охраняет, охотится, грызёт (кость), лает…

Кошка (что делает?) – мяукает, мурлыкает, шипит, царапается, ловит (мышей)..

Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Дидактическая игра "Посчитай" лексическая тема "Животные жарких стран"

В игре закрепляем употребление числительных с существительными....

Дидактические игры по лексической теме "Животные разных стран"

Обогащение словарного запаса и развитие речевых навыков....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....